ВОЛЯ
1. Постарайтесь вспомнить те основные цели, которые Вы ставили себе в жизни, назовите их. Все мои цели как-то плохо соотносятся с пиками, вершинами, достижениями и прочими образами конечного пункта. Всегда хотела разобраться, кто я и зачем я. Наверное, только это и могу назвать целью. Но в то же время понимаю, что четкого ответа на этот вопрос нет. Это как со смыслом жизни - чтобы его увидеть, надо выйти за пределы самой жизни.
Все остальное, что я когда-либо себе рисовала – это задачи. Материальная самостоятельность, интересная работа, освоение чего-то нового. Ничего особенного.
2. Почему Вам были важны эти цели? Разобраться, кто я есть – не зачем-то, а потому что просто интересно же. И мне не нужен однозначный ответ. Сам процесс очень многое дает.
Если говорить о задачах, то важно не получение результатов, а положительная динамика по намеченным вопросам. Доходы должны увеличиваться, новые области знаний и навыком постепенно осваиваться. Скажем, я очень хотела научиться играть на гитаре. Зачем? Явно не для того, чтобы стать виртуозом. Но петь под гитару я умею, и этого мне достаточно.
3. Как Вы оценивали свои шансы на достижение успеха до начала движения к выбранной цели и в его процессе? Бывали ли ошибки в оценках? Шансы на успех всегда оцениваю нереально оптимистично. Я все могу и все получится, причем моментально))). Примерно в половине случаев так и бывает. Ошибки в оценках и неудачи пока удается воспринимать как тренировку дальновидности, выносливости и терпения, не более.
4. Как Вы определяли, что движетесь в нужном направлении, что Ваши действия приближают Вас к результату? Какое значение в оценке результатов имело мнение других людей? Если промежуточные результаты нравятся, повышают самооценку и мотивируют идти дальше – все в порядке. Даже если есть отклонения от первоначального намерения. Не могу сказать, что всегда точно знаю, как лучше, поэтому неожиданности рассматриваю как дорожные указатели.
Важно только мнение близких людей, знающих мои способности, потребности и имеющих собственное видение пути к цели.
Почему Вам важно, чтобы эти промежуточные результаты повышали самооценку? Потому что самооценка - такая ветреная дама, что ею приходится заниматься, чтобы она была на месте. Приятные для нее промежуточные результаты позволяют понять, что я двигаюсь в правильном направлении, что цель не бредовая и мне это действительно нужно.
При этом повышение самооценки – не самоцель, а инструмент отслеживания правильности маленьких выборов.
5. Что являлось для Вас достаточной мотивацией для движения вперед? Да что угодно. Цель можно и просто так придумать. Лишь бы по головам ходить не пришлось. В том числе по своей.
6. Какие из достигнутых успехов доставляли Вам наибольшее удовольствие и почему?
Когда удавалось кого-то убедить сделать так, как мне нужно. И это шло на пользу всем участвующим в процессе. Особенно приятно было получать за это достойную материальную компенсацию.
7. Какие неудачи, разочарования доставляли наибольшие страдания, более всего запомнились? Почему именно они? Есть у меня такая проблема – с детства все давалось почти без усилий. Но когда-то этот ресурс должен был наткнуться на реальные ограничения. Поэтому поначалу разочаровывали неудавшиеся блицкриги, когда я рассчитывала получить какой-то результат наскоком, толком не разобравшись, зачем мне это нужно и как действовать.
ФИЗИКА
1. Что Вы считаете комфортом и телесным удовольствием? Важны ли они для Вас? Может ли физический труд быть удовольствием? Если да, то какой именно? Когда удовлетворяются базовые потребности тела и масса его причуд. Но без фанатизма – перекармливать тоже не стоит. Иначе могу увлечься и уйти в эту область по самые уши. Важны чрезвычайно. Но тут спектр очень широк, для комфорта могут быть нужны очень разные вещи, в том числе экстремальные. И я вполне могу пожертвовать комфортом в стандартном понимании (тепло, светло, мухи не кусают, удобство, секс и т.д.) ради разнообразия впечатлений в этой области. Если надо залезть ночью на гору, чтобы почувствовать, как можно наощупь пробираться по камням, как на вершине дышится на рассвете и какой оттуда вид – наверняка полезу.
Физический труд почти всегда в удовольствие, но он должен быть небесполезен (ради профита и/или общения). Люблю почти все, что можно делать руками. Снимать слой асфальта вручную вряд ли возьмусь, конечно. Но мне очень часто хочется сменить работу «головой» (условно) на работу руками. Мебель делать, например. Или корзины плести).
2. Насколько для Вас важен достаток (и что вы считаете достатком)? Что он мог бы дать Вам? Важен, как ни внушай себе обратное. Толи это наследие 90х, толи что-то вообще генетическое, но меня пугают любые признаки нищеты и материального неблагополучия. Достатком считаю наличие необходимых активов на открытие собственного производства или крупного непроизводственного проекта)). Кроме этого, он мог бы мне дать реализацию всех интересов, а не только тех, что продиктованы основным родом занятий. Собственно, уже почти дает.
3. Есть ли у Вас определенная мера достатка и физического удовольствия (то есть, есть ли такой уровень, который вы считаете достаточным)? Если да, то какая она? Есть уровень гомеостаза, но вообще-то не задумывалась об измерении таких вещей. Зачем ставить искусственные границы?
4. Как Вы создаете себе достаточные, на ваш взгляд, жизненные условия? Есть ли у Вас стремления эти условия совершенствовать? Если да, то как вы это делаете? Занимаюсь поисками наиболее подходящего места обитания, ищу способы увеличения доходов и оптимизации быта. Стремление есть, мне приятно этим заниматься. Способов масса – от переезда за тысячи километров до эксперимента по изготовлению домашнего йогурта (это из последних деяний, и эксперимент удался:)).
5. Что может Вас мотивировать увеличивать свой достаток? А для этого нужна какая-то особая мотивация? Это само по себе увлекательно. Правда, пару лет я прожила без желания что-либо увеличивать. Но это скорее отклонение, чем норма.
6. Насколько важно для Вас, чтобы окружающим людям было комфортно и приятно? Что Вы делаете для того, чтобы обеспечить им такие условия? Важно. Часто чужой дискомфорт переношу на себя – если у кого-то, например, голова болит, у меня тоже может заболеть. В то же время врачевать кого-либо для меня скорее чревато. Поэтому просто интересуюсь, кто как себя чувствует, как будет удобней, приятней. Действую в зависимости от того, о чем речь.
ЛОГИКА
1. Насколько Вам интересно обсуждать различные теоретические вопросы? Если я с предметом знакома – то достаточно интересно. Но я все равно любую теорию сведу к практике :). Если мне нечего из нее извлечь для познания себя и мира и применения для решения конкретных задач, то предложу лучше устроить бой подушками.
2. Какие вопросы Вам интереснее всего обсуждать? Над какими интересней размышлять в одиночестве? Почему? Ой, это опять какие-то ограничения. Никогда искусственно не задаю направление обсуждения – что пришло на ум, о том и говорим. Другое дело, что если нет в обсуждении совсем никакой новой информации, то это уже повод помолчать. В одиночестве над чем только не размышляю. Сколько ангелов можно уместить на кончике иглы? У девушки, которую я сегодня видела в метро, были эльфийские уши – интересно, это у нее от природы и она эльф, или она их как-то приделала? А если приделала, то можно же такую услугу предлагать в салонах красоты! А дантисты могли бы удлинять клыки тем, кто играет в вампиров. Хм, а это не опасно? На работе, похоже, запускают новый проект – хорошо бы поучаствовать, в прошлый раз здорово было. И еще одну работу надо найти (далее 584 пункта, что для этого можно сделать). А что если приготовить рис с жареными бананами? А сахар еще туда? Это фу или это паназиатская кухня? А правда ли, что у нас теперь, как на Запад – для среднего класса детородный возраст переместился ближе к 30 годам? Это общая тенденция или это верно только для меня и моих столь же оторванных от жизни друзей? И так далее. Это тысячная доля из того, что я думала сегодня.
3. Что Вам более свойственно - приходить к определенным умозаключениям в процессе диалога с другими людьми или в процессе размышлений? Приведите примеры того и другого. В процессе размышлений в подавляющем большинстве случаем. Диалог – он не для этого. То есть я для себя не ставлю задачи получить от диалога какое-нибудь прозрение или прояснение сложных вопросов. Зато часто лезу помогать другим прояснить, чего они на самом деле хотят и как лучше поступить. Не поинтересовавшись, требуется ли вообще такая помощь. Раз со мной поделились – значит, требуется. Молчаливой жилеткой быть не очень умею.
Почему Вам хочется помогать людям прояснять что-то? Я бы могла написать, что вот такой я психотерапевт-волонтер, каждого встречного стремлюсь излечить и направить, но это немного не так.
Во-первых, из эгоистических соображений – хочется убедиться, что я могу разобраться в человеке, его текущем состоянии и источниках его проблем. Понимать людей и видеть индивидуальные черты различных ситуаций для меня важно.
Все мы разные, но все мы похожи, и если что-то из наших разговоров помогло другому, то может помочь и мне. Это взаимно полезное занятие.
И последнее – установка на выявление проблем и поиск решений. Если я слышу даже намек на жалобу, запрос на сочувствие, автоматически начинаю думать, что на самом деле за ними стоит и как это исправить. Ну не получается у меня просто грустно вздыхать и мямлить: «Дааааа, бедааа!» Поэтому, когда вижу, что человек делится со мной повторяющимися проблемами, что он в них завис, интерпретирую это как запрос: «Помоги разобраться!» И что-то мешает ответить на него: «Нет уж, давай ты сам лапками шевели!»
4. Что в Вашем случае является наибольшим мотивом для занятий интеллектуальной деятельностью? Интересны ли интеллектуальные занятия сами по себе? Почему? И снова мотив. Интересно, а вот все эти размышления в тиши, описанные в пункте 2, можно отнести к интеллектуальной деятельности? Мне не нужны мотивы, достаточно желания, которое есть всегда. Почему – сие мне неведомо. Я как-то в автобусе насмешила соседей: задумалась глубоко, и мама меня спросила, о чем; и я ей ответила: «Да вооот, размышляю, какие ценности важнее – материальные или духовные?» Мне было 11 лет и в этом возрасте мне было очень важно думать не только о всякой фигне, вроде того – почему сосед Сашка на меня все время велосипедом пытается наехать, но и о «высоком». Теперь, к счастью, я не делю свои занятия на «высокие» и «низкие», интеллектуальные и неинтеллектуальные.
5. Какова Ваша внутренняя реакция, когда обстоятельства или люди показывают Вам возможную ошибочность тех или иных Ваших представлений? Что Вы предпринимаете в таком случае? Печаль и удивление)))). Это если до меня удалось донести эту ошибочность. Потому что, оказывается, в своих представлениях я упряма. Но в то же время совершенно беспринципна – легко могу согласиться с чем угодно, лишь бы не было войны. Мне несложно, а человеку приятно. И все равно останусь при своем.
6. Склонны ли Вы к импровизации (поиску ответов в процессе разговора, без подготовки) во время диалогов - обсуждений тех или иных вопросов? Легко ли это Вам дается? Интересно ли? Часто ли вступаете в такого рода разговоры? Хм. И снова удивление – а что, бывает по-другому? Диалог – всегда спонтанное действо, никакие сценарии тут неуместны. Есть, конечно, исключения, вроде собеседований, но если в таких случаях что-то идет не по схеме – это ж замечательно!
7. Хочется ли вам делиться с окружающими своими научными изысканиями, взглядами, идеями, размышлениями на различные темы? Почему? Бывает ли такое, что Вам страшно высказать свое мнение или ответить перед аудиторией? Если да, то почему? Хочется и не страшно. Но я без особого пиетета отношусь к правилам обмена научной информацией и своими творческими наработками в этой области. Поэтому научного мира избегаю и своими измышлениями делюсь сугубо на бытовом уровне. Дабы не нести за них ответственность ))). Что до аудитории – вы мне ее только дайте. И чтобы она вопросы задавала. Эх, пообщаемся!
Почему не хочется нести за них ответственность? Потому что научные выкладки любого масштаба – это один из множества вариантов интерпретации явлений живой природы. Они могут быть и истинными, и ложными одновременно (о точных науках я не говорю, больше всегда склонялась к гуманитарным, хотя и для точных это может быть верно). Поэтому методично и планомерно настаивать на своем варианте с применением четкой методологии мне было бы трудно. А если я сама в своей интерпретации до конца не уверена, то какая уж тут ответственность?
И потом, у меня, скорее всего, мышление не научного склада. Так уж получилось – ни средняя, ни высшая школа не научили относиться к этому виду деятельности серьезно и обстоятельно.
Ну и критику своих измышлений я не люблю. Не потому, что она ставит под сомнение мои умственные и исследовательские данные. Я вполне могу принять ее к сведению, что-то пересмотреть. Но публичные дебаты мне кажутся бессмысленными.
8. Как Вы воспринимаете ситуацию, когда Ваши взгляды, представления поддаются критике? Как реагируете? Насколько Вам комфортно общаться с людьми, чьи взгляды не совпадают с Вашими? Это почему-то крайне редко случается (наверно, я штрашная)))). То ли мои взгляды настолько не отчетливы, то ли я не вижу смысла из-за них лезть в бутылку. Если человек со мной не согласен, но в принципе меня слышит, если у него нет стремления стоять на своем (и умри все живое) – комфортно. Исключение составляют политические и религиозные экстремисты и личности… ммм… скажем так, узкого круга интересов.
ЭМОЦИЯ
1. Расскажите, чем для Вас, Вашей жизни является мир эмоций и чувств, насколько он важен и почему. Это для меня планета Солярис С. Лемма – нечто такое все время переливающееся, меняющееся и всепоглощающее. Но вычленить там какие-то материки, реки и города невозможно.
2. Насколько Вам интересны эмоции, чувства других людей? Почему? Эмоции не слишком интересны, они мне видятся автоматическими реакциями, вроде безусловных рефлексов, проявлений первой сигнальной системы. Я понимаю, что упрощаю. Но никак не могу найти в них самостоятельную ценность.
А чувства интересны. Потому что они как раз нестандартны, глубоки и многогранны. У каждого свои. Чувство всегда можно оформить в отдельную историю. Для пояснения разницы между ними могу привести такую метафору: эмоция – это просто краска, геометрическая фигура, их проявления – это абстракционизм. А чувства – это может быть и классическая живопись, сюрреализм, импрессионизм… Все эти направления дают простор для трактовок, размышлений, сопереживания. А абстракционизм для меня не имеет смысла и ценности. Как говорит один мой знакомый, глуповат я для джаза.:)
3. Как Вы понимаете фразу "эмоциональное взаимодействие"? Насколько Вам свойственно это? Часто ли возникает потребность в эмоциональном взаимодействии? В каких ситуациях? Это внимание к текущему состоянию другого, умение настроиться на общую волну. Обычно я настраиваюсь на чужую, если только не случилось чего-то неординарного или я не вымоталась до падения с ног.
4. Насколько легко для Вас оказывать эмоциональную поддержку другим людям (желателен пример) и нуждаетесь ли Вы сами в ней? В ситуациях неуверенности, нерешительности, колебаний и легкой грусти – довольно легко. Если что-то действительно серьезное, то тут я теряюсь, все мои попытки облегчить человеку этот груз кажутся не очень-то уместными. Сама нуждаюсь в том, чтобы со мной делили радость. Делить плохое настроение, подавленность, сомнения – значит, множить все это. Но иногда и это необходимо.
5. Считаете ли Вы, что Ваш внутренний мир богат эмоциями? Почему? Насколько естественно для Вас нести эти внутренние эмоции во внешний мир, выражать? Бывают ли сложности в этом? Нет. Мой внутренний мир богат образами, словами и ощущениями, но уж точно не эмоциями. Я змея, я сохраняю покой (с). Но проблем с выражением эмоций тоже нет, если из меня их не тянуть искусственным путем – не требовать срочно веселиться, умирать от нежности и умиления или впадать в траур.
6. Насколько Вам свойственно эмоционально реагировать на происходящее вокруг? Как выражаются эти реакции? Какие жизненные явления вызывают у Вас наиболее сильные эмоции? Вообще-то сильны бывают только внешние проявления. То есть я вполне способна громко ругаться, возмущаться или смеяться. Это не означает, что происходящее проняло меня до глубины души. Просто есть некоторая демонстративность. Тоже гены, наверно. Самые же настоящие и глубокие эмоции вызывают явления природы и тихого человеческого благородства и любви.
7. Какая эмоциональная атмосфера для Вас является наиболее комфортной и почему? Насколько она важна для Вас? Достаточно спокойная, но не застойная. Люди должны быть небезразличны друг другу. Если им есть, над чем посмеяться и о чем поговорить без холиваров – это уже оптимум. Важна, в эмоционально напряженной или, наоборот, слишком разряженной обстановке я чаще всего ухожу в себя. Или вообще ухожу.
Сочинения
1. О чем я мечтаю Сейчас мечтаю родить и вырастить здоровых, сильных и веселых детей. Показать им, сколько всего в мире интересного, как много он может дать неравнодушному участнику его процессов.
Чтобы родители оставались со мной как можно дольше, не болели, могли поехать, куда хотят и потом рассказывали мне о своих приключениях.
Еще мечтаю найти действительно подходящее мне занятие. Для приложения бездны энергии.
2. Что было бы для меня самым страшным кошмаром (можете писать самые фантастические вещи, не ограничивайте себя особо)
Не думаю, что кошмары достойны пространных описаний. Пусть живут себе в платяном шкафу. Или где они там обитают.