В соответствии с принципами работы модели ПЙ-типа, между блоками, функциями, а также внутри функций происходит постоянное взаимодействие, представляющее собой передачу управления блоку, функции или компоненту, обладающему характеристиками, необходимыми для решения поставленной задачи. То есть, в работе модели есть определенный алгоритм, стадиальность. Но тип не является изолированной системой, а является элементом системы более высокого уровня – кольца социального цикла. Кольцо социального цикла включает в себя 24 типа, объединенные в 6 тетрад (групп социального прогресса), обеспечивающих эволюционное развитие социума. Социальный цикл - эволюционный период, включающий в себя 6 этапов, в течение которых происходит развитие каждого из 4 аспектов, что в итоге обеспечивает изменение социально-культурного и научно-технического уровня социума.
1 ТЕТРАДА Начинает социальный цикл 1 ТЕТРАДА, включающая в себя типы с: - результативными физикой и эмоцией; - процессионными логикой и волей. Это типы: ФВЛЭ (Гёте), ФЛВЭ (Аристипп), ЭЛВФ (Андерсен), ЭВЛФ (Газали). Если рассматривать возникновение первобытного общества как исходную точку социального цикла, то у социума этого эволюционного этапа можно выделить следующие основные цели и мотивы, дающие направление развитию: - выживание в суровых условиях, освоение окружающего пространства; - размножение. Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат проходят по тем аспектам, которые отвечают за соответствующие жизненные сферы. Это: 1) Физика. Основная задача: выжить; получить материальные блага, необходимые для комфортного существования; дать потомство. 2) Эмоция. Основная задача: дать стимул для выживания в непростых, диких условиях. Таким образом, радость от земного существования становится самоценностью, той целью, на удовлетворение которой направлена активность. Эта тетрада является первой, а, значит, полностью пересматривающей достижения предыдущего социального цикла, и во многом начинающей с нуля. Это приводит к тому, что многие социальные ограничения снимаются, и диапазон приемлемого по задающим аспектам оказывается очень широким. Поэтому как в физике, так и в эмоции, часто цели, убеждения и предпочтения достигают крайних полюсов нормы. Например, от крайней увлеченности сексуальной стороной жизни до асексуальности по физике, от полного отрицания духовной сферы до одержимости религиозно-мистическими учениями по эмоции. «Окрашенность» эмоций также достигает крайностей – от «темной», депрессивно-упаднической, до экзальтированно-возвышенной. Причем, нередко эти крайности соединяются в одном человеке.
Воля и логика у типов данной тетрады являются инструментальными аспектами. Процесс по воле необходим для борьбы с враждебной окружающей средой и утверждения собственных позиций в мире, а по логике – для поиска способов выживания и решения возникающих насущных задач. Целеполагающими эти аспекты на данном этапе не могут стать, потому что, будучи «вторичными» (то есть, возникшим в процессе эволюционного развития позже эмоции и физики), они требуют определенных наработок, которые могут возникнуть на стадии инструментального использования. Соответственно, работа модели у типов этой тетрады реализована следующим образом: ФВЛЭ (Гете): создание комфортных условий жизни через волевое воздействие на окружающую реальность/приспособление к условиям. ФЛВЭ (Аристипп): создание комфортных условий жизни через логический поиск оптимальных решений возникающих сложностей. ЭВЛФ (Газали): создание и трансляция в мир эмоций через волевое воздействие на окружающую реальность/приспособление к условиям. ЭЛВФ (Андерсен): создание и трансляция в мир эмоций через логический поиск оптимальных решений возникающих вопросов. 2 ТЕТРАДА Следующий этап социального цикла - 2 ТЕТРАДА, включающая в себя типы с: - результативными логикой и эмоцией; - процессионными физикой и волей. Это типы: ЛВФЭ (Лао-Цзы), ЛФВЭ (Платон), ЭВФЛ (Пастернак), ЭФВЛ (Пушкин). В это тетраде на смену результативной физике приходит результативная логика, а физика становится процессионной, инструментальной. Объясняется это новым задачами, возникающими перед обществом. Так, вопрос выживания становится не таким насущным, но вместо него появляются другие задачи – обустройство комфортабельного быта и развитие хозяйства (тактические задачи – компоненты R и s, вместо стратегических целей – компоненты m и G). А это возможно в условиях, когда логические наработки, идеи становятся самостоятельным видом деятельности и имеют не только ситуативный, краткосрочный (компоненты R и s), но продленный во времени, направленный на далекую перспективу результат (компоненты m и G). Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат во 2-й тетраде проходят по следующим аспектам: 1) Логика. Основная задача: создание научных наработок, необходимых для развития народного хозяйства. 2) Эмоция. Основная задача: дать стимул для активной деятельности в сложных условиях. Физика и воля у типов этой тетрады являются инструментальными. Процесс по физике необходим для развития быта и хозяйства, базирующегося на достижениях пока еще только зарождающейся научной и философской мысли, а по воле – для нескончаемого совершенствования жизненных условий. Эмоции в этой тетраде преимущественно позитивно окрашенные в силу того, что эмоция находится в одном блоке с физикой, что в сочетании дает «светлое» мироощущение и связь эмоциональных переживаний с физическим аспектом реальности (трудом, физическими удовольствиями и т.д.). При этом логические заключения и философские концепции порой допускают опровержение существующих норм и убеждений (как бы взгляд «с нуля», «изобретение велосипеда»), а также разработку новых направлений исследований. Соответственно, работа модели у типов этой тетрады реализована следующим образом: ЛВФЭ (Лао-Цзы): внедрение достижений научной-технической мысли через волевое воздействие на окружающую реальность/приспособление к условиям. ЛФВЭ (Платон): внедрение достижений научной-технической мысли через хозяйственно-бытовую деятельность. ЭВФЛ (Пастернак): создание эмоционального фона через волевое воздействие на окружающую реальность/приспособление к условиям. ЭФВЛ (Пушкин): создание эмоционального фона через хозяйственно-бытовую деятельность. 3 ТЕТРАДА Очередной этап социального цикла - 3 ТЕТРАДА, включающая в себя типы с: - результативными волей и эмоцией; - процессионными физикой и логикой. Это типы: ВЛФЭ (Ленин), ВФЛЭ (Наполеон), ЭЛФВ (Руссо), ЭФЛВ (Бухарин). В этой тетраде воля впервые становится доминирующей и результативной, а логика снова становится процессионной. Почему это происходит? Чтобы какой-то аспект стал самоценностью, человек должен по нему получить результат, и понять, что это вообще такое, как это. И именно к 3-му этапу человек получает свой первый результат по воле – жизнь становится комфортной и упорядоченной. Человек понимает, что это результат его волевых усилий и труда, и начинает стремиться к новым достижениям. Впервые сам факт достижения цели, реализации желаний и утверждения своего «Я» становится самоценностью. Этот же этап знаменуется направлением научного и философского интереса на личность человека, его «Я» (зарождение гуманитарной сферы). Благодаря определенной степени упорядоченности жизни, человек получает определенное количество свободного времени для того, чтобы обратить внимание на свое «Я», заглянуть в свой внутренний мир, понять свои желания и сделать развитие своей личности и мира основной целью. Именно это знаменует переход воли с инструментальной позиции на задающую основную стратегию развития. Почему логика в этой тетраде снова становится процессионной? Потому в ситуации, что когда появляется новая задающая функция (первая), логика начинает процессировать с целью постоянного, непрерывного поиска методов для достижения вновь возникающих целей. Результативная (первая) логика, которая есть в трех из шести тетрад, оформляет те идеи и логические наработки, которые созданы процессионными логиками, формируя из них самостоятельную ценность. Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат в 3-й тетраде проходят по следующим аспектам: 1) Воля. Основная задача: постановка и достижение различных жизненных целей, изучение себя и саморазвитие. 2) Эмоция. Основная задача: дать стимул для активной деятельности в новых условиях. Физика и логика у типов этой тетрады являются инструментальными. Физика остается процессионной, потому что процесс создания материальных благ, комфорта и приемлемых условий труда еще не закончен, а логика становится инструментом для поиска способов достижения целей и задач, выдвигаемых волей. Эмоции в этой тетраде становятся более утонченными, чем в предыдущих, наполняются нюансами, формируются общественные представления об эмоциональной сфере. Эмоции становятся более приглушенными, но снова возвращается широта эмоционального диапазона. По физике также происходит развитие в сторону больше искусности. Если во второй тетраде народное хозяйство только зарождалось, то в третьей оно продолжает успешно развиваться, технологии совершенствуются и усложняются, что делает общественные представления по физике более утонченными и богатыми (это касается и сферы моды, и кулинарии, и области физических ощущений). Волевая сфера же только начинает формироваться как самостоятельная ценность, что обусловливает возможность крайностей, таких как возведение личности в ранг культа и построение общественной системы на этом культе. Соответственно, работа модели у типов этой тетрады реализована следующим образом: ВЛФЭ (Ленин): воздействие на окружающую реальность, преобразование ее через логический поиск оптимальных решений возникающих вопросов. ВЛФЭ (Наполеон): воздействие на окружающую реальность, преобразование ее через хозяйственно-бытовую деятельность. ЭЛФВ (Руссо): создание эмоционального фона через логический поиск оптимальных решений возникающих вопросов. ЭФЛВ (Бухарин): создание эмоционального фона через хозяйственно-бытовую деятельность. 4 ТЕТРАДА Следующий этап социального цикла - 4 ТЕТРАДА, включающая в себя типы с: - результативными волей и логикой; - процессионными физикой и эмоцией. Это типы: ВЭФЛ (Толстой), ВФЭЛ (Твардовский), ЛЭФВ (Августин), ЛФЭВ (Бертье). В данной тетраде эмоция впервые за весь социальный цикл становится процессионной. Происходит это потому, что, с одной стороны, больше нет необходимости в бурных эмоциях, заставляющих людей на волне энтузиазма совершать действия, направленные на выживание в экстремальных условиях. А, с другой стороны, представления о нормах в сфере выражения чувств и эмоций получают свое оформление. Человек все больше всматривается в себя, изучая свое «Я» уже не только в сфере желаний и мотивов, но и в сфере чувств. Его эмоциональные реакции на мир становятся более тонкими и наполненными различными нюансами. Логика снова становится результативной, так как жизнь к этому периоду (середина социального цикла – это своеобразный итог проделанному ранее) уже во многом стабилизирована, упорядочена и организована. Сформированы представления о государстве, народном хозяйстве, человеческой личности как субъекте, обладающем свободой воли и способном преобразовывать мир. Теперь все эти наработки общественной мысли требуют теоретического оформления, и логика становится результативной для того, чтобы дать теоретическое обоснование новому миропорядку, основанному на силе и способности человеческой личности к преобразованию и подчинению мира своей воле как в научно-технической сфере, так и в духовной. Воля получает определенное развитие, в результате которого стираются крайности, теперь волевое воздействие становится четко направленным. Это уже не своеволие личности, а воздействие личности на мир с целью его развития и преобразования (ВЭФЛ – преобразование мира в духовной сфере, ВФЭЛ – в материально-технической). Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат в 4-й тетраде проходят по следующим аспектам: 1) Воля. Основная задача: постановка и достижение различных жизненных целей, изучение себя как часть мира и преобразование мира волевым воздействием. 2) Логика. Создание научных наработок и философских концепций, объясняющих существующий миропорядок. Физика и эмоция у типов этой тетрады являются инструментальными. Физика остается процессионной, потому что продолжается процесс формирования народного хозяйства, а также выдвигается новая тактическая задача, соответствующая запросам времени: ремесленное творчество «эстетизируется», появляются представления о вкусе, нормах красоты, активно развиваются различные художественные направления, а все это требует непрерывного творческого процесса по физике, причем, в блоке с эмоцией (так как эстетическая составляющая этого творчества проходит и по эмоции тоже). Соответственно, работа модели у типов этой тетрады реализована следующим образом: ВЭФЛ (Толстой): преобразование мира, окружающей действительности через эмоциональное воздействие. ВФЭЛ (Твардовский): преобразование мира, окружающей действительности через хозяйственно-бытовую деятельность. ЛЭФВ (Августин): внесение в мир научных и философских идей через эмоциональное воздействие. ЛЭФВ (Бертье): внесение в мир научных и философских идей через хозяйственно-бытовую деятельность. 5 ТЕТРАДА Следующий этап социального цикла - 5 ТЕТРАДА, включающая в себя типы с: - результативными волей и физикой; - процессионными логикой и эмоцией. Это типы: ВЭЛФ (Ахматова), ВЛЭФ (Сократ), ФЭЛВ (Борджиа), ФЛЭВ (Эпикур). В этой тетраде физика впервые за долго время снова становится результативной. Быт уже устроен, налажены ремесла, торговля и сельское хозяйство, и теперь можно наслаждаться результатами физического труда. Теперь результаты труда, материальные блага становятся самостоятельной ценностью, источником удовольствия. Но в силу тех трансформаций, которые физика претерпела за время развития, физике 5-й тетрады чужды те крайности, которые присущи физике 1-й квадры. Теперь физика более утончённая в своих предпочтениях, которые реализуются через богатую нюансами эмоциональную сферу (ФЭЛВ), а также через сферу духовных, философских идей (ФЛЭВ). При этом воля продолжает оставаться результативной, но источником реализации волевого воздействия снова, как и в 3 квадре, становится внутренний мир, собственное «Я» (в отличие от 4 тетрады, где волевое воздействие преимущественно направлено на внешний мир). Здесь воля реализуется через развитие эмоционально-духовной сферы (ВЭЛФ) и сферы философских идей (ВЛЭФ). Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат в 5-й тетраде проходят по следующим аспектам: 1) Воля. Основная задача: постановка и достижение различных жизненных целей, изучение себя и саморазвитие. 2) Физика. Основная задача: создание комфортных, приносящих удовольствие, условий жизни. Логика и эмоция у типов этой тетрады являются инструментальными. Логика снова становится процессионной, так как перед ней стоит новая тактическая задача: формирование научной и философской базы в соответствии с новыми реалиями («гуманитаризацией» науки в силу активного воздействия на нее философских идей, развитие философии и искусства). Эмоция также продолжает оставаться процессионной. В этой тетраде она имеет богатый диапазон и большую интенсивность в силу того, что основная ее задача – наполнить красками и нюансами физическое существование, сделать его более красочным и ярким. Соответственно, работа модели у типов этой тетрады реализована следующим образом: ВЭЛФ (Ахматова): постановка и достижение различных жизненных целей, изучение себя и саморазвитие через эмоциональное переживание и трансляцию в мир богатых нюансами эмоций. ВЛЭФ (Сократ): постановка и достижение различных жизненных целей, изучение себя и саморазвитие с помощью философско-исследовательской деятельности. ФЭЛВ (Борджиа): создание комфортных, приносящих удовольствие, условий жизни через эмоциональное переживание и трансляцию в мир богатых нюансами эмоций. ФЛЭВ (Эпикур): создание комфортных, приносящих удовольствие, условий жизни с помощью философско-исследовательской деятельности. 6 ТЕТРАДА Следующий этап социального цикла - 6 ТЕТРАДА, включающая в себя типы с: - результативными логикой и физикой; - процессионными волей и эмоцией. Это типы: ЛВЭФ (Эйнштейн), ЛЭВФ (Паскаль), ФВЭЛ (Чехов), ФЭВЛ (Дюма). В этой тетраде воля впервые за долго время снова становится процессионной. Цикл ее развития как самоценности завершен – изучены и реализованы возможности человеческой воли, создана упорядоченная общественная система, и на первый план выходят другие задачи: создание новейший научных и философских концепций, впитавших в себя достижения предыдущих тетрад (особенно 5-й). Научные наработки представителей этой тетрады часто кажутся новаторскими (чем похожи на достижения 2-й тетрады), но на самом деле они являются не новаторскими в полном смысле слова, а скорее «переосмысливающими», переворачивающими привычные представления с ног на голову. Также по логике происходит «шлифовка» всех предыдущих научных и философских наработок, доведение их до совершенства. Физика продолжает быть самоценностью, но теперь она становится ценностью не только для самого человека, но и для мира – происходит «трансляция» в мир своим представлений и достижений (своеобразное законодательство моды, представлений о красивой жизни и т.д.) Достигается это через волевое (ФВЭЛ) и эмоциональное (ФЭЛВ) воздействие на мир. Соответственно, целеполагание и нацеленность на результат в 6-й тетраде проходят по следующим аспектам: 1) Логика. Основная задача: философское, научное постижение мира. 2) Физика. Основная задача: создание комфортных и красивых условий жизни. Воля и эмоция у типов этой тетрады являются инструментальными. Эмоция продолжает оставаться процессионной, погружающейся во все большие глубины человеческого эмоционального мира. Она в этой тетраде очень богата нюансами и полутонами (при этом не яркая, «камерная»), включающими в себя как «светлые», так и «темные» стороны. Соответственно, работа модели у типов этой тетрады реализована следующим образом: ЛВЭФ (Эйнштейн): философское, научное постижение мира через активное взаимодействие с ним. ЛЭВФ (Паскаль): философское, научное постижение мира через богатые нюансами эмоциональные переживания. ФЭВЛ (Дюма): создание комфортных и красивых условий жизни через богатые нюансами эмоциональные переживания. ФВЭЛ (Чехов): создание комфортных и красивых условий жизни через активное взаимодействие с миром. Возвращение к 1 ТЕТРАДЕ Шестая тетрада завершает социальный цикл, однако жизнь на этом не заканчивается, и на смену шестой тетраде снова приходит первая.
Основное изменение, которое происходит при переходе от шестой тетрады к первой – это возвращение эмоции на доминирующую результативную позицию и переход логики на процессионную позицию. Переход от шестой к первой тетраде строится на определенном отрицании наработок предыдущего социального цикла. Не на переосмыслении, как у логики шестой квадры, а на начале «с нуля». В первую очередь, богатая нюансами, утонченная, камерная эмоция шестой тетрады заменяется сочной и яркой, интенсивной самоценностной эмоцией первой тетрады. Происходит отрицание тех модных канонов, которые задала физика шестой тетрады и замена их более простыми представлениями. Происходит возврат к ценности простых и не очень богатых нюансами удовольствий, а то и полное отрицание физического аспекта. Логика и воля нацеливаются на разработку методов реализации новых устремлений и ценностей. Сами они также меняются – логика первой тетрады нацелена не на философско-духовные поиски, а на поиски методов утверждения собственного начала в мире, на «выживание». Воля, в отличие от воли шестой тетрады, нацеленной на внедрение прогрессивных достижений общества, нацелена также на утверждение «распространение» себя в мире. Почему так происходит? Потому что при начале нового цикла так или иначе встает вопрос выживания в непростых, опасных условиях. Углубляясь в анализ стадий социального цикла, мы можем отметить две важные закономерности: - каждый аспект обладает определенным «масштабом», имеющим отличия в различных квадрах; - каждый аспект в трех тетрадах из шести занимает доминирующую результативную позицию, но при этом во всех трех тетрадах имеет свои особенности, как бы проходит три фазы развития. Масштаб Для простоты обозначим
- глобальный масштаб, направленность вовне, широту диапазона - буквой «А»; - локальный масштаб, направленность внутрь себя, погружение в нюансы либо устремленность к позитиву - буквой «В». Таким образом, получаем следующее: 1 тетрада: Эмоция и Физика – А, Логика и Воля – В (все типы этой тетрады имеют модель типа АВВА) 2 тетрада: Логика и Эмоция – В, Воля и Физика – А (все типы этой тетрады имеют модель типа ВААВ) 3 тетрада: Воля и Эмоция – А, Физика и Логика – В (все типы этой тетрады имеют модель типа АВВА) 4 тетрада: Воля и Логика – А, Физика и Эмоция – В (все типы этой тетрады имеют модель типа АВВА) 5 тетрада: Физика и Воля – В, Эмоция и Логика – А (все типы этой тетрады имеют модель типа ВААВ) 6 тетрада: Физика и Логика – А, Воля и Эмоция – В (все типы этой тетрады имеют модель типа АВВА) Фазы развития Каждый аспект в своем развитии проходит 6 фаз, но фазы процессирования являются вспомогательными, инструментальными, в которых данный аспект является инструментом развития основного, мотивационного аспекта.
Поэтому ключевых фаз, когда аспект проходит основное эволюционное развитие, всего 3. Физика: 1 – 5 – 6 тетрады; Эмоция: 1 – 2 – 3 тетрады; Воля: 3 – 4 – 5 тетрады; Логика: 2 – 4 – 6 тетрады. Физика – АВА, Эмоция – АВА, Воля – ААВ, Логика – ВАА. Общая схема эволюции: 1) Формирование ценности. Это начальный этап, на котором аспект начинает представлять для человека основную ценность. Но по аспекту еще отсутствуют сформировавшиеся нормы и общественные представления, поэтому область допустимого весьма широка. Интерес по аспекту обычно еще «простой» - его обладателя интересуют основы, какие-то простые радости, нет утонченности представлений.
Если в этой фазе аспект обладает масштабом «А» (Физика – 1 тетрада, Эмоция – 1 тетрада, Воля – 3 тетрада), то наблюдается экспансия соответствующих представлений в мир. Причем, в силу отсутствия общественных ограничений, экспансия допускает использование грубых и жестких методов. Если в этой фазе аспект обладает масштабом «В» (Логика – 2 тетрада), то поиски по аспекту идут в строго определенном направлении и даже в определенной степени являются не самоценными. Так, во 2-й тетраде целью научного поиска является не резюмирование накопленного опыта, как в последующих тетрадах с результативной Логикой, а поиск путей развития народного хозяйства (Масштаб «А» по физике). 2) Развитие представлений, углубление. К этому этапу представления по аспекту обогащаются, расширяются и углубляются, появляются определенные общественные нормы и требования. Простые и примитивные пути удовлетворения своих желаний уже не устраивают обладателей данного мотивационного аспекта в силу более утонченных представлений. Если в этой фазе аспект обладает масштабом «А» (Воля – 4 тетрада, Логика – 4 тетрада), то экспансия соответствующих представлений в мир становится более осмысленной и избирательной. Так, волевое воздействие представителей 4 тетрады приобретает направленность – это уже не проверка своих возможностей, а целенаправленное управление определенными сферами жизни (морально-духовной – ВЭФЛ и хозяйственной – ВФЭЛ). Логика этой тетрады ставит перед собой широкую по масштабу охвата задачу – осмысление и резюмирование логических наработок предшествующих тетрад и оформление в виде соответствующих систем представлений о мире. Если в этой фазе аспект обладает масштабом «В» (Физика – 5 тетрада, Эмоция – 2 тетрада), то развитие и усложнение представлений и требований к жизненным реалиям происходит в неразрывной связи с тем, аспектом, который образует блок с соответствующей функцией, и обладает более широким масштабом. То есть, развитие происходит через реализацию себя в сфере более богатой по своему диапазону второй функции. 3) Переосмысление и «шлифовка» представлений. Этот этап знаменуется окончательным формированием представлений по соответствующему аспекту. Для этого этапа также характерно переосмысление предыдущего опыта и попытки посмотреть на ситуацию под новыми, альтернативными углами зрения (что отчасти дает почву для той переоценки ценностей, которая произойдет в начале следующего социального цикла). Если в этой фазе аспект обладает масштабом «А» (Физика – 6 тетрада, Эмоция – 3 тетрада, Логика – 6 тетрада), то представления по соответствующим аспектам, транслируемые в мир, дают начало новым тенденциям, модным течениям, направлениям науки и искусства и т.д. То есть, в мир экспансируются новые представления, но основанные на богатом накопленном опыте, и обладающие широтой и утонченностью представлений. Если в этой фазе аспект обладает масштабом «В» (Воля – 5 тетрада), то развитие направлено в первую очередь на себя, свой внутренний мир и свою жизнь - развитие эмоционально-духовной сферы (ВЭЛФ) и сферы философских идей (ВЛЭФ). Таким образом, можно представить схему кольца социального цикла, где «А» и «В» - масштаб, а 1, 2 и 3 – фазы развития мотивационного аспекта:
|