Как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется
личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и
преобразующее этот мир? Этим вопросом занимается педагогика.
Почему разные дети воспринимают одну и ту же информацию по разному? Почему
настолько различны их подходы к решению задач и такие разные сферы
интересов?
Ответы на эти вопросы дает в своей работе [1] Афанасьев: «Произошел
гигантский интеллектуальный взрыв, человек вышел из-под действия отбора потому,
что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а
внегенетически передаваемые знания».
В современной школе методика обучения становится все более гибкой и
ориентированной на ребенка. Вводится метод проектов, исследовательские работы,
тематические клубы и т.п. Ребенок может выбрать тематику проекта, а учитель
может дозировать нагрузку и по разному распределять ее во времени, выбирать
наиболее подходящую форму подачи и работы с материалом. Таким образом, создаются
условия для развития талантов каждого ребенка, адаптации его в классе.
Психософия может помочь учителю правильно выбрать форму и нагрузку ученика с
учетом положения логики у ребенка.
Афанасьев в своей работе «Синтаксис любви» выделил 4 положения функции
логика, и описал особенности и проявления, характерные для каждого из таких
типов.
Далее в статье я коротко напомню главные черты каждой из логик и приведу
педагогические рекомендации по стилю обучения каждого типа.
1-ая Логика – «Догматик»
1-ую Логику отличает монологовость, жесткость мышления.
Из книги Афанасьева: «Способность погружаться в мысль до полного отключения
от внешнего мира замечается у «догматика» уже в детстве. Крайняя и, что еще
важнее, одинокая задумчивость характеризует такого ребенка. Он часами может
пребывать в одиночестве, занятый своими мыслями, не реагирующий на происходящее
вокруг».
Их захватывает сам процесс мышления, познания и упорядочивания, который они
ставят выше других своих умений.
«Своеобразием отличается и память 1-ой Логики. Она хорошо держит идеи,
теории, концепции, но довольно слаба по части фактов, имен, дат, цифр». Зная эту
особенность нужно строить урок, наполняя его разными типами задач: основанных на
сообразительности, на знании редких фактов, на глобальности мышления и т.п.
«Догматик»- философ, даже тогда, когда род его занятий формально далек от
философии». Поэтому философская фраза, сказанная учителем, может зацепить
ученика с 1-й логикой и тот начнет выяснять все подробности, его интересующие,
чтобы составить полную картину теории. На это может уйти много времени и сил.
Поэтому в таких случаях необходимо давать самостоятельное задание такому
ребенку.
«Догматик» вообще тугодум - стайер, а не спринтер интеллекта. Поэтому
молчалив и боится высказываться на темы, в которых не разбирается».
Самой тяжелой обидой для ребенка с 1 логикой является сомнение в его
интеллекте. Это может сломить его сильнее, чем ребенка с 3-й логикой, поскольку
именно уверенность в своем уме, знаниях, способности понимать и логически
рассуждать, является для него базой в жизни. При этом важно научить ребенка
справляться с такими ситуациями, поскольку они оъективно будут возникать, нужно
научиться признавать свои ошибки.
Выводы: как обучать –
- давать возможность и время на размышление и материал для подготовки решения;
- учить признавать свои ошибки, более гибко подходить к решению;
- оценивать не знание конкретики и фактов, а глубину понимания теории, главных
положений;
- поручать шефство над слабоуспевающими учениками, если тем не хватает глубины
знаний и результатов.
- таким детям можно поручать самостоятельно защищать сложные проекты, которые
их заинтересуют.
- позволять много писать, оценивать это, давать возможность сдавать проекты не
в виде выступления, а в виде письменной работы.
2-ая Логика – «Ритор»
Можно узнать по такому описанию: «Сказать, что» ритор» большой любитель
поговорить, значит не сказать ничего. Общение - воздух и хлеб 2-ой Логики.
Секрет этого искусства - в способности и желании не просто высказаться, но
прежде всего вовлечь собеседника в разговор, сделать интеллектуальное пиршество
совместным. Может прикинуться дурачком и начать общение с фразы, подобной
знаменитой сократовской: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
Для «ритора» нет ни запретов, ни рамок, ни правил, удерживающих свободную
игру мысли. Все подвергается суду 2-ой Логики, но этот суд милостив и редко
выносит окончательный приговор ( разве что явной глупости). Приговор - это
результат, конец процесса, которым так дорожит 2-ая Логика.
Нельзя не восхититься широтой интересов 2-ой Логики. Ее интересует едва ли не
все, что происходит в мире, от глобальных проблем до самых мелких. Подстать
интересам и память «ритора», обьемистая. хорошо держащая и универсальные
концепции, и незначительные факты. Независимо от быстроты и точности острот 2-ой
Логики необходимо отметить в целом как характернейшую черту - большую скорость
процессов, идущих в ее мозгу. Мгновенно из тайников памяти извлекается нужная
информация, мгновенно и с полуслова усваивается, стремительно просчитываются
варианты и рождаются гипотезы.
Не знает себе равных 2-ая Логика и в качестве комментатора, истолкователя
чужих идей».
Выводы: как обучать –
- давать возможность соревноваться и спорить на сложные философские темы с
одноклассниками;
- устраивать соревнования на скорость решения задач;
- поручать шефство над слабоуспевающими учениками, если нужно включить их в
интеллектуальное соревнование, творчество;
- поручать выполнение сложных проектов, где необходимо организовать команду,
уметь договориться, идти на компромисс в решении или понимании, гибко объяснить
задачу другим;
- поощрять нестандартное решение задач;
- оценивать скорость решения;
- учить думать более масштабно, более стратегически, нацеливать на результат;
- позволять меньше записывать, сдачу проекта организовывать в виде дискуссии,
и больше вопросов, обмена мнениями
3-ая Логика – «Скептик»
«Было бы желание отрицать действенность и необходимость рационального начала
в человеке - этого вполне достаточно, чтобы оказаться в стане скептиков.
Типичное для Третьей функции любовь-ненависть (раздвоенность) у 3-ей Логики
оригинальна лишь тем, что обращена на умственную деятельность человека.
«Скептик» - это молчаливый, очень осторожный в посылках и выводах человек, с
неприязнью и иронией относящийся к категоричным суждениям. Действительно,
«скептик» почти всегда обречен на молчание, хотя оно в тягость ему более чем
кому-либо.
Единственное средство для 3-ей Логики обезопасить себя от травм - это вообще
выключить логику из сферы непосредственных контактов.
Испытывая почти панический страх перед острым, азартным спором, «скептик» в
то же время, как никто, ценит неспешную, благожелательную, вольную беседу, в
которой нет победителей и побежденных, а значит, нет и деления на умных и
дураков (попасть в последние 3-я Логика боится более всего).
Особенно удаются 3-ей Логики две темы. Первая - классическая скептическая: о
несостоятельности разума. Каждый «скептик» вносит в это направление свой вклад,
очень изобретательно, а главное, логично доказывая бесполезность логики. Но в
том и состоит двуликая изворотливость 3-ей Логики: так отрицать ум, чтобы каждый
мог сказать:»До чего же он умен!»
Еще одна тема или, лучше сказать сфера, в которой легко дышится 3-ей Логики -
это граница между знанием и незнанием, та зыбкая полоса, где нет еще догматов,
все только факты, гипотезы и мнения.
Сложность для 3 логики представляет формирование приоритетов, системность
мышления. Еще одним источником интеллектуальных сбоев у «скептика» является сам
порядок функций, поставивший Логику вниз, сделавший ее подвластной 1 и 2
функциям».
Выводы: как обучать –
- не осуждать за неверные выводы, а спокойно объяснять, как это можно
исправить;
- развивать речь, логическое мышление;
- давать задачи на сообразительность, математические головоломки, призывать
принимать участие в математических КВН, веселых викторинах, где есть возможность
обернуть в шутку свое непонимание;
- помогать в подготовке докладов и выступлений;
- поощрять участия в обсуждениях, интеллектуальных дискуссиях, пускай даже и в
роли наблюдателя;
- возможно шефство от 2 логики;
- нацеливать на достижение постепенных небольших результатов;
- признавать право на свою точку зрения, возможно и ошибочную, но свою.
Афанасьев считал ее самой распространенной. Для учителя такое положение дел
очень выгодно, поскольку 4 функция самая податливая, внушаемая и подстраивается
под классно-урочную систему.
4-ая Логика – «Школяр»
«4-ой Логике трудно дается самостоятельная умственная работа, вообще
включение интеллекта без непосредственной и очевидной в том потребности. Мозг
«школяра» прагматичен, вперед и вширь смотреть не любит и быстро плесневеет без
толчков извне.
Она легко усваивает, принимает, воспроизводит, развивает любые взгляды:
догматические, диалектические, скептические... 4-ая Логика также свободна и
бесстрашна в своих посылках и выводах, как и 2-ая. И отдадим должное,
всеядность, сочетаемая с бесстрашием, - основной и очень весомый козырь в руках
«школяра».
Идеология «школяра» совершенно оторвана от его жизни, и он никак не склонен
следовать тому, что сам постулирует.
Скепсис 4-ой Логики - не энергичное отрицание действенности интеллектуального
начала в человеке, а простое равнодушие к нему. В силу безразличия к
интеллектуальным вопросам 4-ой Логика легко захватывается, но ошибется тот, кто
подумает, что захватил ее навсегда. Нет - до последующего собеседника.
Суть проблематики 4-ой Логики заключается не в низком качестве ее
функционирования, а в том, что индивидуум отводит Логике в своей внутренней
иерархии ценностей последнее место».
Поэтому за такими учениками необходимо регулярное наблюдение. Они не склонны
применять получаемые знания в жизни, это нужно прививать извне.
Выводы: как обучать –
- подстегивать в получении новых знаний и выработки своего мнения;
- следить за регулярным выполнением домашних заданий;
- возможно шефство от 1 логики;
- использовать чаще метод рассуждения;
- иначе требовать продукцию по вышестоящим.
В заключении хочется сказать, что типология психософии позволяет наладить
взаимопонимание между учеником и учителем, создать наилучшие условия для
развития и становления ребенка в школе, заложить прочную базу для уверенного в
своем будущем человека.
Список литературы:
- А.Ю. Афанасьев. Синтаксис любви. Типология личности и прогноз парных
отношений. М.: Черная белка, 2007. - 352 с.
- Прокофьева Т. Н. Психологические типы и способности к профессии.//
Абитуриент, N11, 2003.
- http://Wikipedia.ru
Источник: http://socionics.ru/typologies/2009-07-26-16-34-15/psiafon9 |