Пятница, 19.04.2024, 19:42
Психе-йога
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Поиск
Типологии
Всех, кого интересуют типологии, приглашаем на новый типологический форум Typologies-for-life
У нас можно обсудить не только психософию и соционику, но и другие типологии, например, "Кроме людей", "Темпористику" и др. 
У нас есть раздел, посвященный толкованию сновидений, идет активное обсуждение вопросов астрологии. 
Форум небольшой, но активный. 
Будем рады видеть в своих рядах новых участников.
Форма входа

Наш опрос
Ваше мнение о Психе-йоге
Всего ответов: 553
НАШ ОПРОС
Меняется ли ПЙ-тип на протяжении жизни?
Всего ответов: 587
Андроид-приложение
Андроид-приложение для нашего сайта <<скачать>>
ТЕСТ
Тест на владение методикой типирования
Контакты
Адреса для связи с администрацией:
psyheyoga@gmail.com
psyhosophy@yandex.ru
Регистрация

Если у Вас возникли проблемы с регистрацией на сайте, пишите об этом здесь

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи по Психе-йоге » Модель. Аспекты и функции

Генез функций в пй
Происхождение функций в такой типологии, как психософия, вызывает определенные вопросы.
С чем связано именно такое, а не иное расположение функций? 
Формирование функций тесно и неразрывно связано с прохождением человеком первичных возрастных кризисов.

I. Функции 

Первая функция.
Первую, базовую, функцию определяет так называемый "кризис трех лет". Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, а не так как ранее - мир до этого воспринимался как продолжение его самого. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово "не хочу". Это "не хочу" как раз идет по первой функции. 
Менее подавляемая функция - менее контролируемая родителями - становится первой. 
Пример:
1В. Желания ребенка ни в чем не ограничивались: хочет - ну и пусть восьмимесячный ребенок ползет через всю комнату за игрушкой, сильнее будет. Работа по другим функциям ограничивалась: громко не смейся, кашу ешь, когда дадут, с матерью не спорь. Угу.
1Э. Хочешь - смейся, пой песенки себе под нос - или громко. Зато - нет, ты хочешь именно это платье; с матерью не спорь; ешь, что дают, мама отлично готовит. 
В случае отсутствия давления - восполнение функций матерью было достаточным, например: покрытие физических потребностей и их распределение во времени (обед - 12.00, и ни минутой раньше, купаться - в десять вечера), управление эмоциональной сферой (тут мы поём, при гостях ведем себя тихо), желаниями (я покупаю тебе это и это - ты этого хочешь), управление формированием мнения (мир крутится вот так, нет, ты думаешь не верно - или просто ребенок не создает собственных мыслей и идей).
1Ф. Беганье-прыганье-физическая активность поощряются или не запрещаются, или игнорируются, всё остальное в той или иной степени контролируется родителями.
1Л. Неограниченная вербальная активность. Ребенка не стремятся "заткнуть", хотя могут не слушать и игнорировать. Все остальное либо контролируется, либо имеет сферу адекватного, развивающего взаимодействия.

Первая функция - та, по которой он отличает свое "я" от остального мира. Дело в том, что до трех лет сознание ребенка эгоцентрично: кризис трех лет связан с разрушением данной эгоцентричной установки. Чувство целостности с миром разрушается, и возникает необходимость найти точку опоры в этом мире - то, по какому признаку ребенок будет понимать, где заканчивается он и начинается внешний мир. Первая функция - это мы сами, наша суть, база уверенности в своей значимости в этом мире, то, в чем мы всегда и по умолчанию лучше всех. Первую легко определить - это то, чем человек не пожертвовал бы ни при каких обстоятельствах. 
Есть большая вероятность, что вторая или четвертая функция (то есть подстраивающаяся) родителя станет первой у ребенка, так как психика ребенка гибка и стремится стать комплементарной психике своего родителя, дабы сосуществовать с ним в наименьшем стрессе.



Вторая функция
Второй кризис - "кризис семи лет" - название возрастного кризиса, которым заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст.
На этом этапе развития личности возникает большое внутреннее рассогласование между своими возможностями взаимодействия и требуемыми для достижения своих целей, так как повышается уровень ответственности, требуемый уровень социализации - гораздо и очень резко выше, чем раньше. Так формируется вторая функция - коммуникативная, наш "дар" окружающему миру. Это функция социализирующая, подстраивающаяся, очаровательная в своей гибкости. Под воздействием различных обстоятельств на это место встает одна из оставшихся функций. К примеру, если в семье были легитимны эмоциональные манипуляции (процессуальные эмоции 2 и 3), то манипулятивная функция с большей вероятностью начнет формироваться из этой базы. Однако, если школьная действительность требует совершенно иного взаимодействия, и это будет более важное поле деятельности для ребенка, чем семья (не родовой (восточный) тип семьи), то возможен обратный механизм формирования. Словом, двойка - это наше умение договариваться, взаимодействовать, открываться этому миру. 

На место Второй становится функция, по которой нас не стараются понимать, идти навстречу: в семье, в детском саду - в социуме. Для удовлетворения своих потребностей ребенку приходится подстраиваться и учиться самостоятельно взаимодействовать, учиться брать на себя ответственность за аспект "не_понимания" - вербально или невербально, не важно. Причем главная трудность должна заключаться в том, что ребенок по этому аспекту не может получить желаемого, без предъявления своего желания. Примеры:
Хочешь чего-то - объясни качественно, чтобы тебя поняли - чего именно ты хочешь (2л), иначе ты этого не получишь.
Хочешь чего-то - покажи свою физическую необходимость в этом (2ф), иначе ты этого не получишь.
Хочешь чего-то - прояви свою заинтересованность в этом (2в), иначе ты этого не получишь.
Хочешь чего-то - прояви эмоциональную реакцию на это (2э), иначе ты этого не получишь.
Суть не в том, что тебя чего-то лишают - это не тирания, наоборот. Тебе дадут то, что ты хочешь, если ты сможешь дать понять, что ты этого хочешь - раз, и если ты будешь готов для этого на некоторые уступки - два. Чаще всего второй функцией ребенка становится первая (или третья, смотря в подстройке по какой из них родитель больше нуждается) функция родителя или другого наиболее значимого человека, который сильно и постоянно влияет на его жизнь. От качества подстройки (вторая функция - подстраивающаяся) зависит качество последующей жизни. При этом серьезного конфликта не происходит: ценности родителей и окружающего мира не отвергаются (как в подростковом возрасте), кроме того, ресурсов на развитие еще много, и сильных затруднений у ребенка процесс не вызывает. Функция получается подстраивающейся, потому что авторитет родителя все еще неоспорим и сам ребенок не может конкурировать и не имеет потребности в конкуренции.



Третья функция.
Третий кризис - подростковый кризис -13-ти лет. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. 
Кризис относится к числу острых. Формирует третью - болевую функцию. Самооценка подростка мечется из крайности в крайность, ему сложно оценить себя адекватно, в большей степени он ориентируется на оценку значимых других из референтных групп ("тусовок", класса, друзей, иногда родителей, старших братьев и сестер). Тот аспект, который получит в этот период наибольший удар, станет болевым аспектом. Это может быть задавленная воля (унижения без возможности оказать сопротивление, приучение к тому, что сопротивление будет подавлено в любом случае, жесткая критика искренних желаний, отсутсвие в достаточной мере обратной связи при творческой деятельности, так называемый "недостаток фидбэка"), избитая физика (попытки изнасилования, жесткая оценочность к внешнему виду), разодранная эмоция (эмоциональное давление, экстремальные ситуации, наплевательское отношение к переживаниям человека, отсутствие понимания и принятия, непростроенность эмоциональной сферы, сопряженная с требованием окружающих ее проявить), деформированная логика ( оскорбления интеллекта, ситуации, в которых на человека давят "если ты не понял, значит, плохо (слишком долго) думаешь", отсутствие возможностей реализации интеллектуальных потребностей при их наличии, осуждение, нивелирование вербальных высказываний "ты ничего не понимаешь, это все бред") и тому подобное.
Этот аспект сильной жажды проявить себя. Работа по нему дается с трудом, но приносит наибольшее удовлетворение.

Третья - это та функция, по которой вас резко "бросили" или по которой в подростковый кризис вы отвергли помощь, но решения принимать приходилось - при полном отсутствии готовых схем и опыта решения подобного. Кроме того, та функция, по которой на вас давили сильнее всего, вероятнее всего станет Третьей. (3Э вспомнила мамины истерики, 3В - обвинения в легкомыслии и "ты не сможешь!", 3Л - постоянное игнорирование своей точки зрения, 3Ф - игнорирование своих потребностей).



Четвертая функция формируется по остаточному принципу - на её развитие у нас уже нехватает ресурсов, так как самая ресурсоемкая функция, Третья, будет еще долгое время привлекать внимание. Четверка слаба, хотя многофункциональна. Она редко имеет свое мнение по своему аспекту, хотя чем больше времени прошло с момента формирования, тем большее количество конструктов, осознанно или не очень, успеет к ней "налипнуть".



II. Сила функций.
Самая сильная - Первая, но она не знает предела своего ресурса. Единица подобна водопроводу - воды много, края не видно, но никогда не знаешь, когда ЖКХ устроит профилактику в связи с непригодностью вусмерть заэксплуатированных труб.
Она знает, что может и может очень-очень хорошо, но СКОЛЬКО она это сможет делать во времени - нет. Поэтому и убить себя может, особенно 1В, которой как всегда больше всех надо. 
Вторая - запасы имеет большие, ресурсы знает, сама не энергозатратна. Эдакий вечный двигатель - вечный, потому что умеет вовремя остановиться.
Третья - везде видит препятствия, сил требует много, энергию имеет колоссальную, но множество блоков на выходе не дают ей пользоваться этой распирающей внутри энергией. 
Четвертая - бездонная бочка данаид. Съест все и добавки попросит. Своего ресура имеет мало, в основном вдохновляема.

III. Структура. 

Выглядит всё это так (относительно твердости границ, а не крепкости структуры):



1-я функция организует личность и направляет всё её развитие. Все остальные функции будут иметь определенный оттенок в своей работе, который дает Первая, взаимоподчинение - иерархично. 
1В всю жизнь будет строить себя, 1Ф - жить в собственное удовольствие, 1Э - эмоционировать, 1Л - мыслить (таким людям очень сложно заглушить свою сознательную деятельность, очень сильная когнитивная сфера - например, даже когда выпьют, ясность разума почти не теряется) КАК она будет достигать своей цели - это уже вопрос ко второй, инструментарной функции.
Функция результативная, неподстраивающаяся. Как - неважно, главное - достигнуть желаемого, мнение кружающих не волнует. "Вижу цель, иду на сближение".

Двойка по своему аспекту всех любит, всем поможет, эдакая самаритянка, которой не лень. На самом деле "не лень" обычно себе в прибыль, и вторая всегда точно знает, где на ней, кажется, уже начинают ездить (2в особенно) и пресекает это. Так что доброта тут весьма услованая - скорее взаимовыгодный обмен. 
Процессионная, подстраивающаяся. Учтет за вас, себя не обидит, будет вам мир и счастье, ибо Вторая очень деятельна - ей главное всегда быть вовлеченной в процесс.

Третья - тихий омут, место комплексов и проблем. Могу ли я? Хочу ли я? Магнолия?
Процессионная, неподстраивающаяся. Имеет размытые личностные границы, изъедена социумом.
Например: 
3В всегда будет озабочена проблемой поиска себя (ибо Воля организует личность), ввиду размытых личностных границ этого аспекта, её будет мучить вопрос своей индивидуальности: "Я со всеми или Я против всех"? Не слишком ли мое "я" растворяется в "я" окружающих? Не слишком ли я пытаюсь подавить "я" окружающих и растворить в своем? Это мое мнение или чужое? Давят на меня или я давлю? Это страх стать частью обезличенной серой массы, потерять себя или противоположный - страх остаться в одиночестве, потерять всех.

Четвертая - идеал пофигизма. "Ничто человеческое нам не нужно" (тм).
Набирает конструкты от окружающих, способна при развитости продуцировать своё из полученных от других конструктов и быть внимательной к Первой, у которой в руках ключи от мировых сокровищ, как никто другой. Профит, опять таки - взаимный.


Источник: http://www.diary.ru/~socioyoga/p175375450.htm
Категория: Модель. Аспекты и функции | Добавил: Анна (25.04.2012) | Автор: Sonnei и trickster_ann W
Просмотров: 1245 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Яндекс.Метрика