|
Типологии |
|
|
У нас можно обсудить не только психософию и соционику, но и другие типологии, например, "Кроме людей", "Темпористику" и др. У нас есть раздел, посвященный толкованию сновидений, идет активное обсуждение вопросов астрологии. Форум небольшой, но активный. Будем рады видеть в своих рядах новых участников. |
|
|
Контакты |
|
|
Адреса для связи с администрацией: psyheyoga@gmail.com psyhosophy@yandex.ru |
|
|
Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
Каталог статей |
|
Заблуждения между психософией и соционикой
Обилие путаницы в типологиях и распространенность
среди их приверженцев различного рода заблуждений вовсе не является
чем-то особенно непривычным или удивительным, однако, огорчать от этого
не перестаёт.
Попробую, по возможности, прояснить некоторые
моменты, которые, может быть, дадут ключ к более четкой кристаллизации
типологических представлений, снимут часть неоднозначности и лучше
сориентируют Вас относительно того, что есть что.
Начнем с разницы между соционикой и психе-йогой. Соционика
условно подразделяет всю существующую информацию любого рода на восемь
аспектов и описывает некоторую компоненту психики человека, как модель,
определяющую, согласно какой именно схеме информация по одним аспектам
индуцирует у данного конкретного человека возникновение информации по
другим. То есть, соционический тип - это модель, описывающая
динамическую структуру, информационный метаболизм.
Закономерности,
определяющие, какой конкретно резонанс и в какой форме вызывает
информация по одним из аспектов в других, считаются заданными
фиксированно, и называются расположением функций в модели А. Возможных
моделей типов, с учетом декларируемых соционикой постулатов, получается
16.
Вопросы же о том, в какой степени подобная структура
описывает человеческую психику, насколько вообще соответствует
действительности, и, если соответствует, то чем определяются эти законы,
являются ли они врожденными или приобретенными и поддаются ли коррекции
- как раз
и составляют предмет многолетних споров и исследований.
Психе-йога
делит всю сферу интересов, потребностей и жизнедеятельности человека на
четыре подмножества: его мнения (Логика), его желания (Воля), его
переживания (Эмоция) и его материально-физические потребности (Физика).
Декларируется, что функции у каждого отдельно взятого человека имеют
линейный порядок приоритетности и изучаются особенности его проявлений,
исходя из представления в таком качестве. Таким образом, в данной
концепции получается 24 возможных сочетания, определяющих линейный
порядок приоритетов у человека.
Исходя из возможности смены
порядка приоритетов в течение жизни, существует также идея так
называемого "25-го типа", в концепцию линейности не укладывающаяся, а
являющая собой нечто, в чем-то сравнимое, если угодно, с "нирваной" в
буддизме, когда все функции, по проявлениям, можно назвать "вторыми".
Этим Афанасьев охарактеризовал состояние, когда человек по всем функциям
готов и способен к уверенному взаимодействию, но, при этом, над ним
ничего не довлеет, нет ни одной сферы жизни, в отношении которой он
испытывал бы жесткую "кровную заинтересованность", в которой его
интересы всегда и однозначно превалировали бы для него над интересами
окружающих.
То есть, психе-йога описывает статичную структуру,
при том - исследует совершенно другие свойства человеческой психики и
проявлений, нежели соционика.
Проблема в том, что людям,
знакомым с соционической моделью, и, особенно, хорошо усвоившим оную и
сделавшим ее частью своего мышления, изучая психе-йогу, уже крайне
трудно воспринять ее принципиально иную структуру, подход и зону
применимости. Как правило, психё-йога трактуется, в таких случаях, как
"еще одна соционика" и предпринимаются попытки адаптации ее к
собственному, если можно так выразиться, "соционическому мышлению".
Отсюда и проистекает стремление придать модели Афанасьева динамизм,
внутренний и внешний, употребление терминологии, вроде "информация по
Воле", "воздействие на Физику", и, конечно, усиленный поиск ее влияния
на межличностные взаимодействия, в частности, "интертипных отношений".
Кроме того, часто возникают разного рода заблуждения, которые, в дальнейшем, выстраиваются в целые цепочки путаницы.
Возьмем,
например, вполне распространенный вопрос о выборе ПЙ-типа. А именно -
вопрос о том, "каким ПЙ-типом Вы хотели бы быть?". Дело в том, что он
некорректен по самой своей постановке. Поскольку афанасьевский тип, сам
по себе, и описывает наш выбор, как таковой, иерархию нашей собственной
системы ценностей, и ничто иное. А значит, Вы именно таковы, каким
хотели бы быть. Поэтому давайте мечты в стиле - "я водку люблю больше,
чем поэзию, но хотел бы больше любить поэзию, чем водку" - оставим
анонимным алкоголикам.
Разговор же о возможности смены типов в
типологиях вообще сводится, по большому счету, к извечной разнице в
установках на то, бытие ли определяет сознание, или сознание - бытие.
Каковые, собственно, в моем, например, представлении, противоречащими
друг другу вовсе не являются. В частности, если нельзя сказать, в какой
степени тип, соционический или по психе-йоге, обусловлен физиологией,
зато, в любом случае, можно с уверенностью заявить, что даже официальная
медицина вполне признает взаимное влияние психологии и физиологии в обе
стороны, а не только в одну.
Другой нередко встречающийся, и
вызванный, надо полагать, теми же причинами, вопрос - это тема о том,
насколько человек "контролирует" каждую из четырех афанасьевских
функций, сообразно их у себя расстановке. Порочность данного подхода в
том, что само понятие "контроля" выведено за пределы афанасьевской
модели, как некая высшая сущность. Но ведь абстрактного "контроля" не
существует. Контроль всегда осуществляется с каких-либо позиций. А
именно - с позиции тех самых Логики, Эмоции, Физики или Воли.
То
есть само расположение функций и является ранжированием того, какие
аспекты "жизнедеятельности" оказываются более либо менее приоритетными в
контроле над другими. Не человек контролирует свою первую, вторую,
третью, четвертую функцию, а что первая его функция контролирует вторую,
третью и четвертую, вторая - третью и четвертую и т.д. Никакие другие
"высшие силы" в психе-йогу они не заложены, кроме собственных
человеческих желаний, мышления, переживаний и потребностей.
Бывает, что желания контролируются разумом - и тогда говорят, что Логика
стоит выше Воли. Если, напротив, мысли подчинены желаниям - тогда
расположение обратное. А если во главу угла ставятся собственные
переживания - тогда выше Эмоция.
Дальнейший же вопрос же о том,
"кто контролирует первую функцию", выходит за рамки психе-йоги в сферу
области экзистенциальных страхов бессмысленности и свободы. Для тех, кто
решает его религией, ответом будет - Бог, и так далее, в зависимости от
философских воззрений. Этому посвящено количество литературы, на много
порядков превышающее объем публикаций, уделивших внимание психе-йоге.
Источник: http://socioniki.net.ru/content/view/23/55/ |
Категория: Психе-йога и другие науки | Добавил: Анна (26.04.2011)
| Автор: Павел Иванов W
|
Просмотров: 912
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|