В последние десятилетия было создано много типологий и в них
использовались различные способы деления по типам характеров. Александр
Юрьевич Афанасьев в своей типологии наверное впервые выделил такую черту
характера как волю или дух, и подчеркнул её значимость.
Вот что он пишет в своей книге «Синтаксис любви»:
«… человек поделил душу на собственно душу, т. е. «эмоциональную
функцию», и «дух», т.е. волевую функцию, желание, управление, личность,
норов, «Я».
«Могу сказать больше – положение Воли на ступеньках
функциональной иерархии сильно влияет на правовые нормы человека,
целиком формирует этику (неписанное право), индивидуальную картину
общества и мироздания. Вообще, будучи одной из функций и подчиняясь в
своем действии тем же принципам и закономерностям, что и остальные, Воля одновременно является невидимым стражем всего порядка функций».
…положение Воли в функциональной иерархии имеет решающее значение
для психики человека. И хотя под словами «характер», «личность», «Я» мы
обычно понимаем сумму психических свойств индивидуума, на самом деле –
это в первую очередь Воля, а уже потом, как довесок, остальные функции.
Конечно, после наблюдений проявления Воли на практике,
такая точка зрения кажется весьма спорной, и, тем не менее, не стоит
принижать значение Воли в личности человека, забывать о том что «дух»
всегда был одной из важнейших составляющих человеческого характера.
Поскольку проявления Воли находящейся в различных позициях в иерархии
функций весьма разнообразны, мы провели лишь краткий сравнительный
анализ первой и четвертой Воль, наиболее близких авторам как носителям
таковых.
Как видно из таблицы 1, первая и четвертая Воли имеют как противоположные проявления так общие черты.
Таблица 1.
ПЕРВАЯ
|
ЧЕТВЕРТАЯ
|
Результативность
|
Результативность
|
молот
|
пустячок
|
результат
|
скудность
|
монолог
|
монолог
|
твердость
|
твердость
|
жесткость
|
безразличие
|
осторожность
|
бесстрашие
|
уверенность
|
недостоверность
|
независимость
|
зависимость
|
Вот как Александр Юрьевич описывает общее мировоззрение первой и четвертой Воль:
Первая Воля - прирожденный лидер.
Главное, с чего следует начать анализ психологии первой Воли,
заключается в том, что она рождается с двухслойной картиной мироздания. …
При этом замечательной особенностью психологии первой Воли
представляется то, что она от рождения чувствует себя причастной ни к
какой-то иной, а именно к высшей, элитарной, исключительной,
избраннической ступени этой двухступенчатой модели.
Картина мироздания, живущая в душе четвертой Воли, практически
повторяет соответствующую картину первой Воли, Разница в том, что
"крепостной" автоматически помещает себя не на верхнюю, как "царь", а на
нижнюю ее ступень, отводя себе роль пасомого, подчиненного, ребенка.
В действительности такое «двухступенчатое» миропонимание
действительно имеет место и является не только объединяющим признаком
«царя» и «крепостного», но и делает их картины мироздания
взаимодополняющими. То есть первая и четвертая Воля созданы друг для
друга, им комфортнее всего общаться между собой. Оба человека сразу
четко понимают свое место в общении и эту тему не надо поднимать и
дополнительно обсуждать, все ясно без слов, и оба с этим согласны
Стоит обратить внимание на еще одно проявление двухступенчатой
картины мироздания, присущей первой и четвертой Волям. Афанасьев пишет:
«С двухступенчатой картиной мироздания в сознании первой Воли
связана еще одна любопытная, многих обманывающая черта поведения "царя":
его мнимый демократизм. Дело в том, что первая Воля действительно
относится к окружающим ровно, не различая чинов и званий. Однако
источник этого явления не в природном демократизме, а в простоте живущей
в ее душе картины: есть только верх и низ – а более сложные
иерархические построения произвольны и лукавы».
Здесь хочется дополнить, что про четвертую Волю можно сказать тоже
самое с учетом того, что она отводит себе нижнюю ступень в иерархии. Так
же некоторые проявления четвертой Воли как например непризнание
авторитетов тоже могут показать её носителя истинным демократом. Люди с
четвертой Волей действительно часто не признают авторитетов, но только
когда относятся к другим как к себе, ведь для четвертой Воли как
собственный, так и чужой авторитет – это так, ерунда, или, пользуясь
термином Александра Юрьевича, «пустячок». Однако понимание
демократических проявления этой функции осложняется наличием у каждого
человека проявлений соционической дихотомии, которая так и называется:
«аристократия-демократия». Проявления этой дихотомии настолько похожи на
проявления описанные А.Ю. Афанасьевым, что невольно задаешься вопросом –
может быть это одно и тоже? Однако практика показывает, что и
аристократы и демократы могут обладать любой Волей и здесь есть обширное
поле для исследований.
Еще одно сходство первой и четвертой Воли заключается в их оценке
другими людьми. Они похожи в том смысле, что не соответствуют
действительности, но находится на разных полюсах одной шкалы. Первую
Волю часто называют выскочкой, четвертую – скромнягой. И в том и в
другом случае есть как плюсы, так и минусы. Первая Воля воспринимается
другими людьми с отрицательным налетом, кажется слишком высокомерной,
что было описано Афанасьевым:
Первая Воля любит власть, любит чистой, лишенной посторонних
примесей любовью. Власть для нее не средство достижения богатства или
реализации давних задумок, а цель, ценная сама по себе. – Однако на
основании мнения самих людей с первой Волей это утверждение хотелось бы
дополнить и немного уточнить. Если есть ощущение «миссии», высокого
призвания, то для этого может требоваться власть, да и то не всегда.
Воля нужна скорее для принятия решений, и если у человека это хорошо
получается, то естественно он находит для себя нишу, в которой он может
наилучшим образом это проявить, что опять же подтверждается мнением
Александра Юрьевича:
Первая Воля – прирожденный лидер. Для нее управлять людьми так же легко и естественно, как дышать.
Как раз эта способность возвышаться над окружающими и вести за собой
других людей помогает делать такие свершения, на которые не способна
любая другая Воля.
Плюсы и минусы четвертой Воли противоположны плюсам и минусам первой.
четвертая Воля кажется всем приятной и хорошей, но по причине
заниженной самооценки не достигает многих результатов просто потому, что
считает себя неспособной или неготовой к свершениям, на самом деле имея
все, что нужно для этих свершений, кроме веры в себя. Вот что по этому
поводу пишет сам Афанасьев:
Заниженная самооценка – несравненный, бесценный дар. Она делает
жизнь "крепостного" как ни у кого легкой, безоблачной, а психику такой
устойчивой, что даже время, непременно оставляющее зарубки на нашей
душе, развинчивающее психический механизм, над четвертой Волей не
властно. Когда твердая основа личности отсутствует, порка - непременная
спутница жизни, не более эффективна, чем порка болота.
Кроме того, четвертая Воля имеет еще один минус: она часто бывает
слишком откровенной, что не всегда хорошо. В описании четвертой Воли
есть хороший пример опасности, которую таит такая откровенность:
Когда группа делегатов XYII cъезда КПСС пришла к Кирову и
предложила ему пост главы партии, он не только наотрез отказался, но и
сообщил об этом визите Сталину, чем подписал себе и им смертный
приговор.
Так повести себя могла только четвертая Воля и никакая другая.
Если, к примеру, с предложением верховной власти обратились бы к первой
Воле, она, не задумываясь, ответила бы: "Конечно, давно пора!" - и
кинулась бы в бой. ...
С другой стороны, как говорил Томас Манн: "Добровольное рабство -
это и есть свобода". Данный афоризм, как ни к кому, приложим к
четвертой Воле. Добровольное и искреннее рабство дает ей право на
свободное, прямое самовыражение остальных, стоящих выше функций, которое
вполне можно принять за восстание, если бы оно имело хоть какие-то
последствия.
В этом, как нам кажется, и заключается ключевая идея для понимания
четвертой Воли. Она такая, чтобы не забивать себе голову и не тратить
время, по её мнению, впустую, а передать это время и силы другим,
вышестоящим функциям, ведь они гораздо важнее! Поэтому она и кажется
такой слабой, но на самом деле может являться довольно мощным оружием,
которым просто напросто не пользуются. Действительно, четвертой Воле
просто комфортно когда за нее принимают решения. Для человека с
четвертой Волей есть более интересные занятия, нежели принятие решений. С
точки зрения любой другой Воли это трудно понять.
Важным объединяющим свойством первой и четвертой Воль является их
результативность. Они как бы настроены на достижение результата в
принятии решений. Это является еще одним признаком способствующим
приятному общению между «царем» и «крепостным». В такой паре решения
принимаются быстро и четко, поскольку это естественно для обоих
партнеров. Здесь не приемлют долгих сомнений и нерешительности, как
говорится сказано – сделано, а «поломаться» – это не про них.
Итак мы рассмотрели основные свойства первой и четвертой Воль, хотя
сравнительный анализ можно было бы проводить и дальше. Как отмечал
Александр Юрьевич, Воля хоть и является одной из важнейших черт
характера человека, но изучена в меньшей степени чем другие функции
психики, и здесь открывается обширное поле для деятельности. Хочется
сравнивать, исследовать, находить взаимосвязи с другими свойствами
психики, искать подходы к людям с разной Воль, чтобы сделать общение с
ними более интересным и комфортным.
Список использованной литературы:
1. Афанасьев А.Ю. «Синтаксис Любви. Типология личности и прогноз парных отношений» - М.: Черная белка, 2007. - 352 с.
Источник: http://socionics.ru/typologies/2009-07-26-16-34-15/psiafon4 |