Психе-йога, позже
названная психософией, — это типология
человеческой личности, предложенная
А.Ю. Афанасьевым в 1986 году в книге
"Синтаксис любви". (По этой причине
психософию иногда называют "типологией
Афанасьева".) Изначально данная
типология предназначалась для прогноза
комфортности парных отношений, однако
в настоящее время существование в ней
интертипных отношений оспаривается
некоторыми исследователями. Основной
типологии является отношение человека
к четрыем составляющим частям мира
(аспектам): Воле, Логике, Эмоции, Физике
и способы взаимодействия с ними.
Кратко
эти четыре составляющие можно
охарактеризовать следующим образом:
- Воля — ощущения
цели, смысла существования человека,
восприятие жизненных задач, а также
менее значимых сиюминутных желаний.
Волю можно назвать пружиной, движущей
силой, которая заставляет изменять
другие составляющие мира.
- Логика — мир
идей. Логика определяет степень
субъективной ценности умозаключений,
красоты и завершенности идей и концепций,
вне зависимости от того, имеют ли они
материальное воплощение или нет.
- Эмоция — мир
внутренних переживаний человека:
чувств, эмоций. Кроме этого, Эмоция
отвечает за отношение к искусству и
красоте окружающего мира вообще.
- Физика — мир
всего материального. Физика отвечает
за отношение собственному телу и его
потребностям, желание обладать
материальными благами, физическому
труду и работе вообще, за биологическую
агрессивность и готовность к силовому
решению конфликтов.
В психе-йоге Афанасьева предлагается
модель, состоящая из четырех функций,
каждая из которых отвечает за взаимодействие
по одному из перечисленных аспектов. В
отличие от соционики, аспекты могут
располагаться в произвольном порядке,
таким образом получаем 24 возможных типа
личности.
Типы личности обозначаются
двумя способами: либо первыми буквами
аспектов, перечисленными в порядке
нахождения в модели от первой функции
к четвертой (т.е. ВЭЛФ означает Волю в
первой позиции, Эмоцию во второй, Логику
в третьей и Физику в четвертой), либо по
имени исторического персонажа,
затипированного Афанасьевым в
соответствующий тип (однако в отличие
от соционики этот вариант используется
реже и менее удобен, чем побуквенное
перечисление). Кроме того, для указания
попадания аспекта в определенную функцию
также используются записи вида
номер-первая_буква_аспекта (т.е. 1В
означает Волю в первой позиции, 2Э —
Эмоцию во второй, 3Л — Логику в третьей,
4Ф — Физику в четвертой).
Функции в
психософии можно разделить по трем
различным признакам, называемым
дихотмомиями (в скобках указаны номера
функций, соответствующие одному из
полюсов дихотомии):
Высокие (1,2)
/ Низкие (3,4). Высокие функции
— это область уверенности человека. По
ним он вполне адекватно оценивает свою
деятельность и может действовать
конструктивно. По низким функциям
нарушено соотношение оценки своей
деятельности с точки зрения абсолютных
и относительных показателей, поэтому
зачастую по этим функциям деятельность
бывает неконструктивной.
Доминирующие (1,3)
/ Подстраивающиеся (2,4). По
аспектам, попадающим в доминирующие
функции человек имеет собственную
мотивацию к деятельности, стремление
изменить мир в соответствии со своим
потребностями данной функции, что может
находиться в конфликте с позицией
окружающих. По подстраивающимся функциям
человек собственной мотивации не имеет,
зато хорошо оценивает свои силы, тем
самым его желания в этой области
оказываются согласованными с его
возможностями в отличие от доминирующих
функций, где желания как правило,
превосходят эти возможости (поэтому
второе название этой дихотомии — "не
согласованные"/"согласованные").
Кроме того, обладатель этой функции легко
принимает чужую позицию и может
согласовывать чужие интересы со
своими.
Результативные (1,4)
/ Процессионные (2,3). Результативные
функции ориентированы на то, чтобы
минимизировать затраты времени и других
ресурсов на действие по этим функциям
(отсюда — желание получить результат
как можно скорее, поэтому функция и
получила такое название), тогда как у
процессионных такой установки нет, и
по ним человек может действовать столько,
сколько нужно, не считая это время
потерянным. Кроме того, процессионные
функции ориентированы на диалог,
взаимодействие с окружением, тогда как
по результативным функциям человек
предпочитает действовать в одиночестве.
Из
этих свойств дихотомий следуют свойства
самих функций:
1-ая. Самая
сильная функция у человека. Является
доминирующей и высокой, поэтому у
обладателя есть и желание и возможность
что-то сделать заниматься по ней
созидательной деятельностью, влиять
на окружение. Но с другой стороны,
результативность функции мешает
донесению результатов до окружающих в
приемлемой и понятной для них форме.
Отсюда и возникает ситуация, которую
Афанасьев охарактеризовал "первая
функция — дар самому себе". Кроме
того, по первой функции из-за ее
доминируемости, которая затрудняет
учет интересов окружающих, и
результативности, которая делает ее
неготовой к диалогу, человек плохо
воспринимает по ней обратную связь, в
результате чего часто действия по ней
имеют избыточный характер.
2-ая. Высокая
функция, т.е. дающая возможность созидания,
творения, но при этом подстраивающаяся
и процессионая. В результате она
оказывается свободной от проблем первой:
ее обладатель готов действовать по ней
столько, сколько потребуется, чтобы
донести свои результаты до окружения,
а также эффективно согласовывать свои
интересы и позицию окружения, учиывать
обратную связь. Поэтому вторая функция
считается нормативной, лучшей частью
человека, приносящей удовольствие как
самому человеку, так и
окружающим.
3-я. Доминирующая
функция, т.е. у ее обладателя постоянно
присутствует мотивация действовать по
ней, но из-за процессионности отсутствует
постановка какой-либо цели и определение
ее достижения. В результате человек
никак не может оценить свою деятельность
по ней иначе, как по оценке со стороны
окружающих (так как достижение каких-то
фиксированных результатов для него не
значимо). В результате заниматься
созидательной деятельностью по ней
весьма сложно, так как малейшая критика
может поменять направление деятельности
человека на полностью противоположное. Это
и делает ее самой проблемной из всех
четырех для ее обладателя. В итоге
человек делит для себя область этой
функции на "зону деструктива", все
проявления которой он жестко подавляет
у себя и безжалостно критикует у других,
и "зону конструктива". (Деление во
многом может иметь случайный характер,
но чаще всего в деструктив идут те
моменты, в которых человек неоднократно
получал негативную обратную связь, вне
зависимости от того, насколько этот
негатив был оправдан). Именно такое
деление и порождает описанную Афанасьевым
"двойственность третьей". Этой
функции свойственно такое явление, как
суперпроцессионность — готовность
действовать неограниченно долгое время
исключительно с целью получения обратной
связи, даже в том случае если очевидно,
что каких-либо практических результатов
эта деятельность не принесет. Важно
отметить, что если человек регулярно
получает обратную связь по этой функции
в виде того, что с ним считаются, его
деятельность по этой функции важна и
значима для окружающих, необходимость
проявлять себя в данной области
деструктивным путем постепенно отпадает,
и область "деструктивного потребления"
сужается.
4-ая. Функция низкая
и подстраивающаяся. Основной ее
особенностью является отсутствие
мотивации к какой-либо деятельности. В
результате данную функцию человек
использует исключительно в целях
удовлетворения потребностей вышестоящих
функций, в остальное время она выступает
в роли пассивного потребителя с
минимальными запросами (из-за
результативности). Афанасьев описал
три вида интертипных взаимоотношений
(т.е. взаимоотношений, возникающих между
представителями двух типов): филию
(полное совпадение всех четырех функций),
эрос (неблагоприятное сочетание, когда
первая функция попадает на третью
партнера, а вторая — на четвертую, что
из-за нестыковки по результативности/процессионности
приводит к еще большему травмированию
низких функицй) и агапэ (сочетание, когда
первая функция попадает на четвертую,
а вторая на третью, в результате чего
возникает дополнение между слабыми
функциями одного партнера и сильными
— другого, что ведет к развитию слабых
функций). Все эти виды интертипных
отношений являются симмертричными. В последствии исследователями нашего
проекта была предложена новая модель
психософии, получившая название
16-компонентной модели Мика, которая
позволила описать все возможные
интертипные отношения, а также разработать
методику преодоления проблем низких
функций и существенного расширения
возможностей человека.
Источник: http://typologies.ru/psycheyoga/enter.htm |