Понедельник, 02.12.2024, 09:14
Психе-йога
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Поиск
Типологии
Всех, кого интересуют типологии, приглашаем на новый типологический форум Typologies-for-life
У нас можно обсудить не только психософию и соционику, но и другие типологии, например, "Кроме людей", "Темпористику" и др. 
У нас есть раздел, посвященный толкованию сновидений, идет активное обсуждение вопросов астрологии. 
Форум небольшой, но активный. 
Будем рады видеть в своих рядах новых участников.
Форма входа

Наш опрос
Ваше мнение о Психе-йоге
Всего ответов: 556
НАШ ОПРОС
Меняется ли ПЙ-тип на протяжении жизни?
Всего ответов: 589
Андроид-приложение
Андроид-приложение для нашего сайта <<скачать>>
ТЕСТ
Тест на владение методикой типирования
Контакты
Адреса для связи с администрацией:
psyheyoga@gmail.com
psyhosophy@yandex.ru
Регистрация

Если у Вас возникли проблемы с регистрацией на сайте, пишите об этом здесь

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи по Психе-йоге » Модель. Аспекты и функции

16-компонентная модель психе-йоги

16-компонентная модель психе-йоги

Автор: 4X_Pro

Краткое изложение базовой модели Мика

Летом 2008 года исследователем данной типологии, действующим в Сети под псевдонимым Мик (в некоторых местах сэр Мик) была предложена новая модель психе-йоги. Согласно этой модели, каждая психософская функция имеет 4 компонента оценки своих проявлений (также называемыми областями проявления):

  • оценка по достижению цели/результата (G)
  • оценка по изменению приближения к цели/результату (у Мика это называлось градиентом по результату) (s)
  • оценка по изменению ресурсов (у Мика это называлось градиентом по ресурсам) (m)
  • оценка по ресурсам (R)

При этом каждая из функций эффективно воспринимает только два из четырех компонентов. Остальные два остаются для нее "слепым пятном", и производить оценку своего проявления по этим компонентам функция не может или делает это неадекватно. Эффективно воспринимаемые компоненты у функций распределяются следующим образом:

  • первая -- G и m
  • вторая -- s и R
  • третья -- s и m
  • четвертая -- G и R.

Это можно представить в вид матрицы компонентов:

Функция

G

s

m

R

1-ая

*

*

2-ая

*

*

3-ья

*

*

4-ая

*

*

Далее Мик выдвинул предположение, что с помощью методов НЛП и DHE возможно сконструировать недостающие компоненты, и сделать так, что каждый функции станет доступна любая из областей проявления. Такая конфигурация получила название "26-й тип".

Семантика компонентов в расширенной модели

На основе предложенной модели, проведя ее дополнение и уточнение, может быть построена модель, позволяющая эффективно описывать интертипные отношения в психософии. Такая дополненная модель получила название "расширенная 16-компонентная модель".

Для начала было произведено уточнение семантики компонентов G,s,m,R. В расширенной модели они имеют следующую семантику:

G -- область стратегических целей. Отвечает за умение ставить внешние цели (т.е. затрагивающие при достижении внешний мир), умение оценивать внешние ресурсы (т.е. те, которые находятся в материальном мире, и не являются неотъемлемой частью самого оценивающего) и видеть законченные внешние результаты.

s -- область тактических задач. Отвечает за способность видеть внешние процессы, тенденции к желательным или нежелательным изменениям, а также существующие возможности в данный конкретный момент времени, делать выбор между этими возможностями и воспринимать краткосрочную обратную связь от сделанного выбора, в том числе и в виде восприятия оценок (критики) других людей. От G отличается отсутствием завершенности, оценивается не столько дело в целом, сколько сиюминутное состояние, текущий момент.

m -- область мотивации. Отвечает за мотивацию, побуждающую к каким-либо внешним действиям, чувство удовлетворения от сделанного, тем самым выработку критерия завершения деятельности. Также через m идет оценка себя относительно других людей и текущего состояния внутренних ресурсов.

R -- область самооценки и оценки внутренних ресурсов. Позволяет оценивать собственные силы, способности и возможности, наличие внутренних ресурсов в долгосрочной перспективе. Также отвечает за внутреннюю оценку качества сделанной работы.

Также отметим, что компоненты R,s далее будем называть целевыми, компоненты G,m -- ресурсными, компоненты (G,R) -- стратегическими (или интегральными), компоненты s,m -- тактическими (или градиентными).

Свойства дихотомий и функций в терминах расширенной модели

Рассматривая функции с точки зрения описанных выше компонентов, получаем, что функции обладают следующими свойствами:

1-ая: умение загораться желанием (m) на достижение конкретного законченного результата (G) и проводить долгосрочное стратегическое планирование (G), в ходе которого намечается путь к цели, кажущийся наименее затратным, затем успокаиваться (m) по достижении поставленной цели или возникновении непреодолимых обстоятельств (G). При этом функция не может оценивать то, какой из возможных здесь и сейчас вариантов выбора наиболее эффективно позволит ей приближаться к результату (отсутствие компонента s), и поэтому иногда идет напролом в соответствии с выбранным изначально (G) путем, хотя во многих ситуациях существуют более эффективные обходные пути. Также функция плохо воспринимает чужие оценки (отсутствие компонента s). Кроме того, из-за желания проявить себя (m) и неспособности эффективно оценить свои способности (отсутствие R) функция часто берет на себя слишком много (то самое свойство, которое Афанасьев назвал избыточностью первой функции), в результате чего возможна ситация, когда обладатель функции вдруг понимает, что находится в состоянии полного истощения (m) и не может сделать задуманного. При многократном повторении такой ситуации из-за неспособности оценить свои способности объективно (отсутствие R) происходит "излом" первой функции -- человек перестает верить в свои силы по ней (то, что Афанасьев назвал хрупкостью 1-ой функции). Кроме того, 1-ая функция постоянна не уверена в том, что она достигла действительно качественых результатов (отсутствие R), а также плохо воспринимает критику (либо игнорирует, либо не может различить конструктивную критику от критиканства) (отсутствие s).

Функция не успеет действовать в обстоятельствах, когда ситуация меняется очень быстро и нужно реагировать "здесь и сейчас" (отсутствие s) без стратегической переоценки ситуации в целом.

2-ая: особенностью данной функции является умение сочетать восприятие как внешних оценок своей деятельности (компонент s), так и внутренних оценок своих возможностей и качества своей деятельности (компонент R). Это проявляется в умении учитывать интересы других людей (или общепринятые нормы, являющиеся сконцентрированным выражением такого мнения) и уступать им до определенных границ, но при этом не забывать и свои интересы (то самое, что Афанасьев назвал "нормативностью"). Функция не склонна к самопроизвольно возникающим желаниям (отсутствие m), зато легко вовлекается в процессы, инициированные кем-то другим (s), если чувствует, что способна оказать квалифицированную помощь (R).

Обладателю данной функция сложно почувствовать, когда пора остановиться, из-за отсутствия ориентированности на конечный результат (отсутствие G), а также ощущения внутренней удовлетворенности от достижений (отсутствие m), а не от самого процесса (s). Поэтому ее обладатель может буквально "гореть на работе", действовать по функции до полного истощения. Но при этом функция хорошо чувствует обратную связь (s) и легко завершает свою работу, если получает ощущение нежелательности дальнейшего процесса извне (s).

3-ья: по Афанасьеву эта функция обладает свойством суперпроцессионности и является областью постоянных сомнений человека в своих способностях. Суперпроцессионность объясняется тем, что данная функция постоянно испытывает желание проявить себя (компонент m), но при этом не воспринимает внешние результаты своей деятельности (отсутствие компонента G), и не может дать адекватную оценку своих способностей (отсутствие компонента R), в результате чего единственным критерием качества, который позволит испытать удовлетворенность от сделанного и завершить дело (компонент m), остаются внешние оценки (за восприятие которых отвечает компонент s). Так возникает гиперзависимость третьей функции от внешних оценок (сопровождаемая постоянными сомнениями в их адекватности), которая приводит к тому, что функция постоянно выдает запросы на какую-либо деятельность (компонент s), в которой ей совершенно не важен результат (отсутствие G), но  которая дала бы возможность оценить других относительно себя (компонент m) и быть по достоинству оцененой другими (компонент s).

4-ая: Афанасьев назвал эту функцию "пустячком". Данная функция отлично справляется с достижением каких-то целей, так как умеет и ставить цели (компонент G) и реально оценивать свои возможности (компонент R), но при этом большую часть времени она находится в немотивированном состоянии из-за неспособности воспринимать собственные желания (отстутствие компонента m), так и трудности вовлечения в деятельность "за компанию" (отсутствие s) и невосприимчивость к внешним оценкам (отсутствие s), в результате чего ее субъективная значимость для человека обычно бывает невелика.

Еще одной способностью четвертой функции Афанасьев называл способность отключаться в экстремальных ситуациях. На самом деле это верно лишь отчасти: функция не умеет действовать "по ситуации" (отсутствие s), но если предварительно была проведена подготовка человека, как этой ситуации (например, выучены правила, что полагается делать в такой ситуации для Логики или проведена многократная тренировка нужных действий для Физики, т.е. поставлена задача по G), функция не отключится и полностью выполнит то, чему была научена в ходе подготовки.

Важно отметить, что два компонента каждой функции несколько не равнозначны: один из них (будем называть его активным) вызывает необходимость применения другого компонента (пассивного) значительно чаще, чем наоборот. Активные компоненты распределяются следующим образом:

1-ая функция: активный компонент m (мотивация) инициирует G (стратегическая оценка ситуации, постановка цели на достижение определенных внешних результатов)

2-ая функция: активный компонент R (оценка своих способностей и ресурсов, в частности, способности повлиять на ситуацию по данной функции так, чтобы стало комфортно как обладателю функции, так и окружающим) инициирует s (тактическую оценку ситуации и возможностей влияния на ситуацию "здесь и сейчас")

3-я функция: s (внешее воздействие, оценка от окружающих) инициирует m (мотивацию на выполнение каких-либо действий).

4-ая функция: G (стратегическая оценка внешней ситуации) требует реакции в виде проявлений R (оценки своих способностей справиться с ситуацией).

В большинстве случаев объем имеющихся у человека ресурсов уменьшается от первой функции к четвертой. (Важно заметить, что отсуствтие R-компоненты не означает отсутствие ресурса, оно означает невозможность адекватной оценки этого ресурса.)

Кроме этого, с точки зрения 16-компонентной модели можно охарактеризовать не только отдельные функции, но и дихотомии функционики:

Высокие/низкие (предлагается в дальнейшем именовать эту дихотомию сбаланированные/несбалансированые). Несбалансированные функции имеют два одинаковых компонента с точки зрения градиентности/абсолютности, что приводит к их смещению в какую-либо из крайностей – либо суперпроцессионность, либо суперрезультативность. У сбалансированных функций имеется один градиентный и один абсолютный компонент, что позволяет избежать подобных крайностей и работать более эффективно.

Результативные/процессионные. Данная дихотомия возникла в результате различия по целевым компонентам G и s. Результативные функции обладают компонентом G, который дает им возможность стратегически оценивать ситуацию в относительно долгосрочной перспективе, намечать цель и путь к ней с наименьшими затратами ресурсов и достигать этой цели намеченным путем, не отклоняясь на рассмотрение других возможных вариантов. Критерием успешности деятельности по G-компоненту является достижение намеченной цели. Процессионные функции обладают компонентом s, который ориентирован на то, чтобы расссматривать и пробовать различные варианты действия, доступные в данный момент времени, получая и сравнивая обратную связь от этих вариантов. Критерием успешности s-компонента является рассмотрение как можно большего количества вариантов деятельности.

Согласованные/несогласованные (также известные как доминирующие/подстраивающиеся). Эти функции различаются по наличию m и R компонентов. Согласованные функции обладают R-компонентом, который позволяет оценить, имеется ли в данной области достаточно ресурсов для выполнения той или иной задачи, кроме того, отсутствие m-компонента позволяет легко игнорировать собственные желания, что позволяет не браться за те задачи, ресурсов для которых недостаточно, иными словами, желания оказываются согласованными с возможностям. У несогласованных функций имеется m-компонент, отвечающий за возникновение желаний и отсутствует R-компонент, который позволи бы оценить, хватит ли у человека возможностей для реализации этих желаний. В результате регулярно возникают ситуации, когда желания в области несогласованных функций значительно превышают возможности.



Источник: http://typologies.ru/psycheyoga/16components.htm
Категория: Модель. Аспекты и функции | Добавил: Анна (23.04.2011) | Автор: 4X_Pro W
Просмотров: 3002 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Яндекс.Метрика