16-компонентная модель психе-йоги
Автор: 4X_Pro
Краткое изложение базовой модели Мика
Летом 2008 года исследователем данной типологии, действующим в Сети под псевдонимым Мик (в некоторых местах сэр Мик) была предложена новая модель психе-йоги. Согласно этой модели, каждая психософская функция имеет 4 компонента оценки своих проявлений (также называемыми областями проявления):
- оценка по достижению цели/результата (G)
- оценка по изменению приближения к цели/результату (у Мика это называлось градиентом по результату) (s)
- оценка по изменению ресурсов (у Мика это называлось градиентом по ресурсам) (m)
- оценка по ресурсам (R)
При этом каждая из функций эффективно воспринимает только два из четырех компонентов. Остальные два остаются для нее "слепым пятном", и производить оценку своего проявления по этим компонентам функция не может или делает это неадекватно. Эффективно воспринимаемые компоненты у функций распределяются следующим образом:
- первая -- G и m
- вторая -- s и R
- третья -- s и m
- четвертая -- G и R.
Это можно представить в вид матрицы компонентов:
Функция | G | s | m | R |
1-ая | * |
| * |
|
2-ая |
| * |
| * |
3-ья |
| * | * |
|
4-ая | * |
|
| * |
Далее Мик выдвинул предположение, что с помощью методов НЛП и DHE возможно сконструировать недостающие компоненты, и сделать так, что каждый функции станет доступна любая из областей проявления. Такая конфигурация получила название "26-й тип".
Семантика компонентов в расширенной модели
На основе предложенной модели, проведя ее дополнение и уточнение, может быть построена модель, позволяющая эффективно описывать интертипные отношения в психософии. Такая дополненная модель получила название "расширенная 16-компонентная модель".
Для начала было произведено уточнение семантики компонентов G,s,m,R. В расширенной модели они имеют следующую семантику:
G -- область стратегических целей. Отвечает за умение ставить внешние цели (т.е. затрагивающие при достижении внешний мир), умение оценивать внешние ресурсы (т.е. те, которые находятся в материальном мире, и не являются неотъемлемой частью самого оценивающего) и видеть законченные внешние результаты.
s -- область тактических задач. Отвечает за способность видеть внешние процессы, тенденции к желательным или нежелательным изменениям, а также существующие возможности в данный конкретный момент времени, делать выбор между этими возможностями и воспринимать краткосрочную обратную связь от сделанного выбора, в том числе и в виде восприятия оценок (критики) других людей. От G отличается отсутствием завершенности, оценивается не столько дело в целом, сколько сиюминутное состояние, текущий момент.
m -- область мотивации. Отвечает за мотивацию, побуждающую к каким-либо внешним действиям, чувство удовлетворения от сделанного, тем самым выработку критерия завершения деятельности. Также через m идет оценка себя относительно других людей и текущего состояния внутренних ресурсов.
R -- область самооценки и оценки внутренних ресурсов. Позволяет оценивать собственные силы, способности и возможности, наличие внутренних ресурсов в долгосрочной перспективе. Также отвечает за внутреннюю оценку качества сделанной работы.
Также отметим, что компоненты R,s далее будем называть целевыми, компоненты G,m -- ресурсными, компоненты (G,R) -- стратегическими (или интегральными), компоненты s,m -- тактическими (или градиентными).
Свойства дихотомий и функций в терминах расширенной модели
Рассматривая функции с точки зрения описанных выше компонентов, получаем, что функции обладают следующими свойствами:
1-ая: умение загораться желанием (m) на достижение конкретного законченного результата (G) и проводить долгосрочное стратегическое планирование (G), в ходе которого намечается путь к цели, кажущийся наименее затратным, затем успокаиваться (m) по достижении поставленной цели или возникновении непреодолимых обстоятельств (G). При этом функция не может оценивать то, какой из возможных здесь и сейчас вариантов выбора наиболее эффективно позволит ей приближаться к результату (отсутствие компонента s), и поэтому иногда идет напролом в соответствии с выбранным изначально (G) путем, хотя во многих ситуациях существуют более эффективные обходные пути. Также функция плохо воспринимает чужие оценки (отсутствие компонента s). Кроме того, из-за желания проявить себя (m) и неспособности эффективно оценить свои способности (отсутствие R) функция часто берет на себя слишком много (то самое свойство, которое Афанасьев назвал избыточностью первой функции), в результате чего возможна ситация, когда обладатель функции вдруг понимает, что находится в состоянии полного истощения (m) и не может сделать задуманного. При многократном повторении такой ситуации из-за неспособности оценить свои способности объективно (отсутствие R) происходит "излом" первой функции -- человек перестает верить в свои силы по ней (то, что Афанасьев назвал хрупкостью 1-ой функции). Кроме того, 1-ая функция постоянна не уверена в том, что она достигла действительно качественых результатов (отсутствие R), а также плохо воспринимает критику (либо игнорирует, либо не может различить конструктивную критику от критиканства) (отсутствие s).
Функция не успеет действовать в обстоятельствах, когда ситуация меняется очень быстро и нужно реагировать "здесь и сейчас" (отсутствие s) без стратегической переоценки ситуации в целом.
2-ая: особенностью данной функции является умение сочетать восприятие как внешних оценок своей деятельности (компонент s), так и внутренних оценок своих возможностей и качества своей деятельности (компонент R). Это проявляется в умении учитывать интересы других людей (или общепринятые нормы, являющиеся сконцентрированным выражением такого мнения) и уступать им до определенных границ, но при этом не забывать и свои интересы (то самое, что Афанасьев назвал "нормативностью"). Функция не склонна к самопроизвольно возникающим желаниям (отсутствие m), зато легко вовлекается в процессы, инициированные кем-то другим (s), если чувствует, что способна оказать квалифицированную помощь (R).
Обладателю данной функция сложно почувствовать, когда пора остановиться, из-за отсутствия ориентированности на конечный результат (отсутствие G), а также ощущения внутренней удовлетворенности от достижений (отсутствие m), а не от самого процесса (s). Поэтому ее обладатель может буквально "гореть на работе", действовать по функции до полного истощения. Но при этом функция хорошо чувствует обратную связь (s) и легко завершает свою работу, если получает ощущение нежелательности дальнейшего процесса извне (s).
3-ья: по Афанасьеву эта функция обладает свойством суперпроцессионности и является областью постоянных сомнений человека в своих способностях. Суперпроцессионность объясняется тем, что данная функция постоянно испытывает желание проявить себя (компонент m), но при этом не воспринимает внешние результаты своей деятельности (отсутствие компонента G), и не может дать адекватную оценку своих способностей (отсутствие компонента R), в результате чего единственным критерием качества, который позволит испытать удовлетворенность от сделанного и завершить дело (компонент m), остаются внешние оценки (за восприятие которых отвечает компонент s). Так возникает гиперзависимость третьей функции от внешних оценок (сопровождаемая постоянными сомнениями в их адекватности), которая приводит к тому, что функция постоянно выдает запросы на какую-либо деятельность (компонент s), в которой ей совершенно не важен результат (отсутствие G), но которая дала бы возможность оценить других относительно себя (компонент m) и быть по достоинству оцененой другими (компонент s).
4-ая: Афанасьев назвал эту функцию "пустячком". Данная функция отлично справляется с достижением каких-то целей, так как умеет и ставить цели (компонент G) и реально оценивать свои возможности (компонент R), но при этом большую часть времени она находится в немотивированном состоянии из-за неспособности воспринимать собственные желания (отстутствие компонента m), так и трудности вовлечения в деятельность "за компанию" (отсутствие s) и невосприимчивость к внешним оценкам (отсутствие s), в результате чего ее субъективная значимость для человека обычно бывает невелика.
Еще одной способностью четвертой функции Афанасьев называл способность отключаться в экстремальных ситуациях. На самом деле это верно лишь отчасти: функция не умеет действовать "по ситуации" (отсутствие s), но если предварительно была проведена подготовка человека, как этой ситуации (например, выучены правила, что полагается делать в такой ситуации для Логики или проведена многократная тренировка нужных действий для Физики, т.е. поставлена задача по G), функция не отключится и полностью выполнит то, чему была научена в ходе подготовки.
Важно отметить, что два компонента каждой функции несколько не равнозначны: один из них (будем называть его активным) вызывает необходимость применения другого компонента (пассивного) значительно чаще, чем наоборот. Активные компоненты распределяются следующим образом:
1-ая функция: активный компонент m (мотивация) инициирует G (стратегическая оценка ситуации, постановка цели на достижение определенных внешних результатов)
2-ая функция: активный компонент R (оценка своих способностей и ресурсов, в частности, способности повлиять на ситуацию по данной функции так, чтобы стало комфортно как обладателю функции, так и окружающим) инициирует s (тактическую оценку ситуации и возможностей влияния на ситуацию "здесь и сейчас")
3-я функция: s (внешее воздействие, оценка от окружающих) инициирует m (мотивацию на выполнение каких-либо действий).
4-ая функция: G (стратегическая оценка внешней ситуации) требует реакции в виде проявлений R (оценки своих способностей справиться с ситуацией).
В большинстве случаев объем имеющихся у человека ресурсов уменьшается от первой функции к четвертой. (Важно заметить, что отсуствтие R-компоненты не означает отсутствие ресурса, оно означает невозможность адекватной оценки этого ресурса.)
Кроме этого, с точки зрения 16-компонентной модели можно охарактеризовать не только отдельные функции, но и дихотомии функционики:
Высокие/низкие (предлагается в дальнейшем именовать эту дихотомию сбаланированные/несбалансированые). Несбалансированные функции имеют два одинаковых компонента с точки зрения градиентности/абсолютности, что приводит к их смещению в какую-либо из крайностей – либо суперпроцессионность, либо суперрезультативность. У сбалансированных функций имеется один градиентный и один абсолютный компонент, что позволяет избежать подобных крайностей и работать более эффективно.
Результативные/процессионные. Данная дихотомия возникла в результате различия по целевым компонентам G и s. Результативные функции обладают компонентом G, который дает им возможность стратегически оценивать ситуацию в относительно долгосрочной перспективе, намечать цель и путь к ней с наименьшими затратами ресурсов и достигать этой цели намеченным путем, не отклоняясь на рассмотрение других возможных вариантов. Критерием успешности деятельности по G-компоненту является достижение намеченной цели. Процессионные функции обладают компонентом s, который ориентирован на то, чтобы расссматривать и пробовать различные варианты действия, доступные в данный момент времени, получая и сравнивая обратную связь от этих вариантов. Критерием успешности s-компонента является рассмотрение как можно большего количества вариантов деятельности.
Согласованные/несогласованные (также известные как доминирующие/подстраивающиеся). Эти функции различаются по наличию m и R компонентов. Согласованные функции обладают R-компонентом, который позволяет оценить, имеется ли в данной области достаточно ресурсов для выполнения той или иной задачи, кроме того, отсутствие m-компонента позволяет легко игнорировать собственные желания, что позволяет не браться за те задачи, ресурсов для которых недостаточно, иными словами, желания оказываются согласованными с возможностям. У несогласованных функций имеется m-компонент, отвечающий за возникновение желаний и отсутствует R-компонент, который позволи бы оценить, хватит ли у человека возможностей для реализации этих желаний. В результате регулярно возникают ситуации, когда желания в области несогласованных функций значительно превышают возможности.