|
Типологии |
|
|
У нас можно обсудить не только психософию и соционику, но и другие типологии, например, "Кроме людей", "Темпористику" и др. У нас есть раздел, посвященный толкованию сновидений, идет активное обсуждение вопросов астрологии. Форум небольшой, но активный. Будем рады видеть в своих рядах новых участников. |
|
|
Контакты |
|
|
Адреса для связи с администрацией: psyheyoga@gmail.com psyhosophy@yandex.ru |
|
|
Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
Каталог статей |
|
Функциональные установки в психе-йоге
В транзакционном анализе уже с 50-х годов 20-го столетия принято и
широко используется понятие «установка сознания». Описывая их, в
частности, Э.Берн [1] выделил в восприятии человека две следующие
составляющие - отношение к себе и отношение к окружающим. Они выражаются
в форме принятия или непринятия, соответственно, себя или окружающих в
различных аспектах бытия, что схематично можно изобразить как Я (+/-) Вы
(+/-).
Таким образом, установка сознания человека по любому выбранному аспекту бытия человека может принимать четыре следующие формы:
1) Я+ Вы- 2) Я+ Вы+ 3) Я- Вы- 4) Я- Вы+
При первой установке (Я+ Вы-), для человека его позиция по данному
аспекту воспринимается как единственно верная и не подразумевает иных
авторитетов. В его представлении, другие люди в этом аспекте понимают
меньше, в лучшем случае - столько же. Себя по данному аспекту человек
полностью принимает, но установка других для него ценности не имеет,
попытка же изменить его установку извне может быть воспринята крайне
негативно .
При второй установке (Я+ Вы+), человек вполне уверен в
себе данной области, но при этом и за другими оставляет право и
возможность иметь отличные соображения. Он ценит мнение и установки
других в этой области. Для такой позиции характерен подход: я такой, а
вы другой, и это хорошо. То есть, человек получает удовольствие от
самого многообразия установок в данной области, гармонично принимает мир
и себя, и готов к взаимодействию. По этому аспекту у человека нет
конечного мнения, истина не одна - их множество, и нет единственно
правильной оценки. Он настроен на диалог, обсуждение и активное
взаимодействие.
В третьем сочетании (Я- Вы-), человек, в
принципе, сомневается в возможности четкой установки и положительной
оценки по данному аспекту. Несостоятелен как он сам, так и остальные. И
эту некомпетентность человек стремится доказать другим, часто - путем
постоянного подчёркивания негатива, нестыковок, неудач в этой области. Для
такой установки часто характерно самоуничижение, самоедство по данному
аспекту, сменяющееся агрессией и неадекватной реакцией на проявление
данного аспекта в других. Человек в полной мере не принимает ни себя, ни
окружающий мир и не доволен ни тем, ни другим.
Четвёртая
установка характеризуется неуверенной оценки себя в данной области, при
позитивной оценке других. Мнение окружающих почти всегда кажется более
верным и полным, чем своё собственное. Это – сфера постоянного поиска и
создания авторитетов – "мне так сказали", "так все делают", "так
принято"... Человек не уверен, что достаточно понимает в этом
аспекте и предпочитает следовать за другими. Такая установка не несёт
выраженного негатива, скорее, это «пустячок», который предпочитают
переложить на чужие плечи.
Рассмотрим теперь возможные варианты
оценки человеком себя и других по аспектам, выделяемым Психе-йогой: по
Физике, Воле, Логике и Эмоции на примере Логики [2]: Человек может оценить свою состоятельность и состоятельность других в области мышления как Я+ Вы-, Я+ Вы+, Я- Вы-, Я- Вы+.
В
первом случае - абсолютная уверенность в верности собственных
концепций, установок, способности логически мыслить, при сомнении в
наличии этой способности у окружающих. Любая информация, знание, точка
зрения самостоятельно осмысливается и принимается решение, насколько она
верна или неверна. "Конечная истина есть, и я её знаю".
Во
втором случае - уверенность в собственной способности мыслить и
анализировать, собственная уверенная деятельность по этому аспекту,
сочетается признанием состоятельности других, правомерности иных мнений,
признание многообразия мира в данной области и готовность к диалогу.
«Сколько людей – столько мнений, правда у каждого своя».
В
третьем случае - отрицание самой возможности существования верного
мнения как у себя, так у других. «Истина непознаваема, а если вы
надеетесь её найти, то я вам докажу насколько вы не правы».
В
четвёртом случае - отсутствие собственного мнения при большом внимании к
мнению окружающих и уважении к авторитетам. «Истина существует, её
кто-то знает, и это знание от него можно получить».
Аналогично выглядят и другие аспекты нашего мира через призму соответствующих установок. Очевидно,
что идеальным случаем будет вариант применения второй позиции (Я+ Вы+)
ко всем аспектам нашего мира. К сожалению, так происходит крайне редко.
Человек ранжирует важность данных аспектов для себя и пренебрегает
одними, находя опору в других. В результате получаем, что к какому-то
аспекту человек подходит с первой установкой (Я+ Вы-), к какому-то - со
второй (Я+ Вы+), к каким-то аспекту с третьей (Я- Вы-) и четвёртой (Я-
Вы+) . Безусловно, в жизни все люди используют все эти установки
применительно к каждому из аспектов. Но какой-то тип установки для
данного аспекта будет преобладающим. Вот о преобладающей установке мы и
говорим, как об основной. Чаще всего человек ранжирует аспекты по
важности для себя и, соответственно, по весомости своего мнения и мнения
остальных по аспекту, что и дает различие у него основных установок по
каждому из аспектов. Естественно, возникает вопрос почему так
происходит, и могут ли основные установки по различным аспектам
пересекаться? Теоретически - могут. Однако практика показывает, что чаще
всего этого не происходит. В типологии Афанасьева [3] первая
установка соответствует первой функции психе-йоги, вторая - второй и
т.д. Т.е. человек с типом ЛВФЭ по Логике большую часть времени действует
с позиции «Я+ Вы-», по Воле – с позиции «Я+ Вы+», по Физике – с позиции
«Я-Вы-», по Эмоции – с позиции «Я-Вы+».
Расстановка приоритетов и
оценок формируется у человека еще в раннем детстве. Обусловлено это
тем, что, так или иначе, родители стремятся к контролю и созданию
рычагов управления ребёнком.
Кроме физической и материальной
зависимости, необходимы инструменты воздействия и на интеллектуальном и
эмоциональном уровне – такие, как зависимость от оценки родителей (позже
- учителей, друзей и т.д.), их отношения и переживаний. Оценка
окружающих – это также и элемент социальной адаптации, без которого
человек не сможет взаимодействовать с другими и быть нормальной частью
общества [4]. И до ребёнка доносится убеждение, что своей оценки, своего
мнения - недостаточно, более того, оно и не объективно и не важно, а
вот мнение других, мнение окружающих - это единственная стоящая оценка,
более объективная и правильная.
По мере взросления и осознания
себя, ребёнок начинает искать пути снижения своей зависимости от оценки
окружающих. Он выбирает что-то, в чём он уверен, что отличает его от
остальных, опирается на этот фактор, и с его помощью повышает степень
своей самостоятельности. Он может опереться на свой ум и своё мнение
(Логика), на свои желания (Воля), свои физические данные или
материальную независимость (Физика) или свои чувства (Эмоция). Этот
основной аспект и становится первой функцией.
Соответственно, формируется и вторая, «рабочая» функция, которая направлена на активное взаимодействие с миром.
Третья
функция - зона борьбы, человек по этому аспекту, с одной стороны,
борется за независимость и отстаивает собственную состоятельность, с
другой стороны - значимость этого аспекта для него ещё недостаточно
велика. Поэтому количество ресурсов, идущих поддержание и развитие этой
функции, меньше, чем для первой и второй функций.
Четвёртая функция - это область, до проработки которой очередь ещё не дошла.
В
дальнейшем, в течение жизни, психотип может меняться, после отработки
одних аспектов или серьёзных потрясений по ним, но какой-то из аспектов
всегда является опорой личности, а какой-то – областью постоянной
борьбы; если не происходит существенного духовного роста и гармонизации,
или наоборот, полного разрушения личности - но фактически таких
примеров не зафиксировано.
Стоит отметить, что номер функции -
это именно установка, оценка самого человека. Никакого отношения к
качественному наполнению этих аспектов он не имеет. Например, умный и
думающий человек может достаточно низко оценивать как свои, так и чужие
умозаключения, т.е иметь третью Логику. И причина этого - не изначальная
ущербность человека в этой сфере жизни, а недостаточное количество
усилий, которые человек на нее затрачивает, по сравнению с первой и
второй функциями.
1. Берн.Э. Трансактный анализ в психотерапии.
Системная, индивидуальная и социальная психиатрия, М., Академический
проект, 2006г. 2. Василенко А.Э. Происхождение и теория Психе-йоги, СМиПЛ, 2007г. 3. Афанасьев А. Ю. Синтаксис любви, М., Остожье, 2000г. 4. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия, М., Рэфл-бук, 1997г.
Источник: http://psycheyoga.ru/psikhe-joga/funktsionalnye-ustanovki-v-psikhe-joge.html |
Категория: Модель. Аспекты и функции | Добавил: Анна (26.04.2011)
| Автор: Александра Василенко W
|
Просмотров: 752
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|