Взаимное влияние функций по соционике и психософии В статье показано, насколько важно при определении соционического типа учитывать особенности человека, которые описываются другой типологией – психософией А. Афанасьева. Показана гармонизирующая роль высоких функций Физика и Воля по психософии на тип ИЭИ.
Внешность человека часто является одним из первых диагностических признаков при определении соционического типа. Одна из распространённых ошибок при типировании – это установка на то, что люди с плотным телосложением относятся к сенсорным типам. Крупный, массивный, крепкий – значит сенсорик, уверены многие. Соционики-любители особенно часто забывают о том, что в первую очередь следует обращать внимание на работу человека с информацией, а не на его внешние данные или физические показатели. В околосоционических кругах и даже в представлении социоников со стажем существует мнение о том, что такой тип, как ИЭИ («Есенин»), обычно является физически слабым, чуть ли не беспомощным типом. «Есенина» каждый может обидеть, а «Жуков» и вовсе охотится на дуала, - шутят соционики. Однако реальность такова, что в природе встречаются (и довольно часто!) представители типа ИЭИ, которые не только сами могут ставить и достигать цели, но и при необходимости силой отстаивать свои интересы. Физическую силу и выносливость, проявление волевых качеств, в случае ИЭИ, соционики-любители обычно считают исключением из правила. Но на самом деле, правила, запрещающего «Есениным» быть сильными и целеустремлёнными людьми не существует. Яркий тому пример – первый космонавт Юрий Гагарин. Подумайте, смог бы полететь в космос человек без воли или с плохими физическими показателями? А ведь он полетел первым, и требования к нему явно не могли быть заниженными! Хорошо развитый физически «Есенин», умеющий достигать поставленных целей, находить компромиссные решения без ущерба для собственных интересов, а там где нужно – продавливать свою позицию силой. Бывает ли такое? Конечно, бывает! Понять, что же даёт ИЭИ силу и упорство поможет смежная с соционикой дисциплина – психософия, разработанная Александром Юрьевичем Афанасьевым. Изучая энергетический потенциал человека при занятии различными видами деятельности, психософия объясняет, почему, например, представители интуитивных ТИМов могут иметь крупное и хорошо развитое физически тело, а сенсорики - более утончённое и даже хрупкое. Рассмотрим более подробно пример мужчины «Есенина» по соционике, принадлежащего к типу «Гёте» по психософии. Порядок функций у «Гете»: 1Физика, 2Воля, 3Логика, 4Эмоция. Соционический тип «Есенин» не предполагает высоких физических и волевых показателей. Это и неудивительно, ведь, сенсорика является «слабой» функцией. Сенсорика ощущений – функция, отвечающая за комфорт, физические ощущения, состояние здоровья, является Ролевой (блок СУПЕРЭГО). Эта функция работает в основном в период адаптации к новым условиям, а затем существенно меньше участвует в информационном обмене с внешним миром. Эта функция слабая, работа по ней не приносит выдающихся результатов и требует довольно много энергии. Волевая сенсорика, отвечающая за физическую силу, лидерство и волевые качества людей и вовсе находится в так называемом «детском блоке» (СУПЕРИД). Получается, что от «Есенина», доверчиво воспринимающего информацию по этой функции, не стоит ждать целеустремлённости, упрямства и уж тем более – силового воздействия на окружающих. Наоборот, данному ТИМу более свойственно доверчивое отношение к волевым воздействиям. Однако соционический «провал» в таких жизненно важных для мужчины вопросах, как проявление воли и физических способностей, может быть скомпенсирован высоким положением функций «Физика» и «Воля» по психософии. В нашем примере Физика находится на первом месте, Воля - на втором. Согласно типологии А. Афанасьева, первая функция у каждого человека проявляется избыточно, вторая – нормативно, адекватно при взаимодействии с окружающим миром. При этом Афанасьев называет первую функцию «монологовой» и сравнивает с молотом. Деятельность по ней осуществляется вне зависимости от потребностей и интересов окружающих. Работа по второй функции учитывает наличие окружающей среды, потребности тех, с кем взаимодействует человек. Работа по второй функции в психософии происходит мягко, без рывков и перегрузок, автор сравнивает её с течением реки, которая хоть и огибает возникающие препятствия, но всё равно продолжает движение в выбранном направлении. Для более глубокого понимания гипотез, выдвинутых Афанасьевым относительно расхода энергии на функции в зависимости от их положения, рассмотрим несколько наиболее показательных цитат о первой Физике и второй Воле. В книге «Синтаксис любви» людей с первой Физикой Афанасьев называет «Собственниками». В авторской трактовке «Собственник»– «сенсорный бегемот». «В толпе "собственник" виден издалека, он - наиболее яркая и заметная фигура. Выделяется "собственник" прежде всего мощью и обилием форм, сочностью лепки лица. Обычно он красив, но даже если это не так, "собственника", как говорят, "много". При этом автор оговаривается, что сказанное "об облике 1Физики не является универсальным, обязательным для всех законом, но просто описанием преимущественного типа внешности». Первая функция, как самая сильная у человека, включается в конфликтных ситуациях. «Потому, естественно, - пишет Афанасьев, - что у "собственника" в случае столкновения первый импульс - попытаться воздействовать на события силовыми методами»… «При возникновении проблемы бессознательный импульс мгновенно провоцирует соблазн решать ее посредством противоправных действий». 1Физика даёт ИЭИ довольно редкое умение и, главное, - силы позаботиться о своём здоровье. На улучшение самочувствия и лечение силы находятся всегда, такие энергозатраты не считаются лишними и не изматывают. А. Афанасьев отмечает, что первая Физика иногда даже слишком сильно печётся о здоровье, чем вызывает непонимание у окружающих. При этом вместе с интуитивными способностями «Есенина» умение и желание позаботиться о здоровье могут дать неплохой результат. Например, простудные заболевания прогнозируются заранее и с помощью подготовки и профилактики в большинстве случаев избегаются. Защищая от посягательств свою собственность и территорию, 1Физика признаёт и права других людей на владения: «"Собственник" - прирожденный "либерал". Он безусловный сторонник частной собственности и небольшой охотник до поощрения всякого рода социальных программ». Говоря об отношении к деньгам, А. Афанасьев отмечает, что «любой "собственник" – законченный материалист, лучше, чем кто-либо, знающий свою выгоду и цену денег». Таким образом, можно отметить позитивное влияние 1Физики не только на Сенсорику в соционической модели, но и на «Деловую логику», которая у ИЭИ находится в точке наименьшего сопротивления (ТНС). Чувство выгоды, эффективность и предприимчивость – качества в наименьшей степени свойственные «Есенину», согласно соционическому подходу. Однако наличие 1Физики отчасти компенсирует этот «провал»: появляются силы на занятие даже не очень интересной деятельностью, работа выполняется более качественно, дела чаще доводятся до логического завершения, а не забрасываются. Людей, у которых второй функцией в иерархии идёт «Воля», Афанасьев называет «Дворянами». Такое расположение автор считает самым оптимальным и даже немного идеализирует «дворян», говоря, что это «существо деликатное, бескорыстное, бесстрашное, самодостаточное, независимое». Этим людям легче остальных даётся постановка и достижение целей и сбалансированное волевое взаимодействие с окружающими. При необходимости они могут проявить умеренное и аккуратное давление, по возможности учитывая интересы окружающих. Это ценное качество, не описывает соционическая модель ИЭИ. Поэтому, опираясь только на соционическую теорию, можно прийти к выводу, что «Есенину» свойственно уступать во всём, а если он и пытается постоять за себя, то делает это неумело и неэффективно. Учитывая же высокое положение «Физики» и «Воли» по психософии, можно прогнозировать, что у такого «Есенина» с этим проблем не будет. Вот что пишет о 2Воле А. Афанасьев: «Обладая достаточной силой духа, чтобы брать на себя персональную ответственность за происходящее в его владениях, "Дворянин" … старается привлечь к решению проблемы все заинтересованные стороны, отводя себе место инициатора, стимулятора и хранителя консенсуса. Неприятие диктата, стремление к полноценному диалогу при принятии решений - это и есть процессионность 2-ой Воли». «2-ая Воля сильна, гибка, поэтому ей одинаково легко дается и начальственное положение, и подчиненное». «У "дворянина", не в пример "царю", твердая основа характера не выпячена, а скрыта. Он мягок, уступчив, терпим, покладист, снисходителен к себе и другим, верен в дружбе и любви. Такая пластилиновая внешность "дворянина" многих обманывает и по-своему провоцирует окружающих - попробовать его характер на прочность: нахамить, унизить, подчинить. Результаты обычно бывают плачевны для экспериментатора. Из пластилиновой оболочки внезапно возникает природный аристократ, гордец, человек несгибаемой воли, способный скорее погибнуть, чем уступить пядь своего достоинства… Те, кто пытаются экспериментировать с характером "дворянина" и пробовать его на зуб, просто забывают достаточно банальную истину: слабость могут позволить себе только очень сильные люди.Пытаться определить точно ту грань, за которой начинает проявляться у 2-ой Воли ее твердая основа, дело почти безнадежное. Но ясно, речь каждый раз должна идти о неком принципиальном, капитальнейшем вопросе». Таким образом 2Воля делает поведение ИЭИ менее виктимным и позволяет отстаивать свои интересы более последовательно и продуктивно. Как уже отмечалось, автор немного идеализирует 2Волю: «2-ая Воля - это не функция, - а человек-река, целокупно неиссякающая личность, свободно, широко, щедро поящая всех желающих, ничего при этом не теряя. Душевная щедрость и щедрость просто - нормальное для 2-ой Воли состояние. Первое что обычно говорят о "Дворянине": "Он хороший человек!"». Также А.Афанасьев описывает несвойственное интровертам-интуитам спокойное и уверенное взаимодействие с внешним миром: «Вместе с силой, гибкостью, нормативностью, одним из основополагающих элементов Второй функции является естественность… Это личностная открытость, простота, адекватность себе в любой ситуации, отсутствие второго, заднего плана, маски… Душевное здоровье его так велико, что ничего не выпячивая, он ничего и не прячет, позволяет смеяться над собой и сам зачастую готов сыграть в шутливое самобичевание. Более того,2-ая Воля столь личностно неуязвима, что без серьезного насилия над собой решается на самое страшное - публичное покаяние, открытое признание своих ошибок и недостатков, на что совершенно неспособны 1-ая и 3-я Воли». Говоря о простоте и открытости 2Воли, Афанасьев предостерегает от нечестных людей, которые могут воспользоваться душевной открытостью и щедротой «дворян»: «Крупнейший недостаток "дворянина" - он не психолог, доверчивость и нелюбопытство лишают его возможности и желания разглядывать тайную, скрытую сторону жизни чужой души и адекватно на нее реагировать». Однако этику-интроверту «Есенину», отлично разбирающемуся в информации об отношениях между людьми, такая слабость не страшна. Этика отношений у ИЭИ - Реализующая функция (Блок ИД). Она является стабильной опорой в информационном обмене Есенина, подсознательно отслеживая отношения с окружающими. Так что, как справедливо замечает Афанасьев, «Льстить "дворянину" столь же бесполезно, как и унижать». Особенно, если это Есенин. Рассмотрим влияние «низких» функций по психософии на соционический тип. Третья функция по психософии – Логика. В иерархии функций по психософии третья позиция является самой уязвимой, хотя и не самой слабой. Функция диалоговая и процессная. То есть человек учитывает состояние и реакцию окружающей среды и легко включается в работу по этой функции, не требуя быстрого измеримого результата. У ИЭИ логические функции относятся к слабым неосознанным функциям. Одна из них - Деловая логика - уже рассматривалась в сочетании с 1Физикой. Структурная логика у типа ИЭИ является Референтной и находится в «детском блоке» (СУПЕРИД). Также её называют мотивационной. Поэтому для «Есенина» (и особенно для «Есенина»-«Гёте») так важно понимать суть происходящего, схему, правила и закономерности. Получая информацию такого рода ИЭИ как бы «включается» в работу и может значительно повысить КПД своей деятельности. Однако 3Логика по психософии усложняет восприятие логической информации Есениным. Это связано с тем, что энергии на логические рассуждения не всегда хватает. Поэтому большие объёмы информации, сложные схемы, громоздкие многоуровневые структуры могут ввести «Есенина» с 3Логикой в некоторый ступор или сильно замедлить усвоение им новой информации. Большие неструктурированные объёмы информации могут напрочь отбить у «Есенина» желание во всём этом разбираться. А. Афанасьев отмечает, что для 3Логики«особую сложность представляет формирование приоритетов, системность мышления». Автор типологии называет таких людей «скептиками» и отмечает, что «для значительной части обладателей 3-ей Логики проблема заключается не столько в бессистемности мышления и связанных с ней сомнениях по части умственных способностей, сколько в скованности и неразвитости речевого аппарата. Поэтому в развитии речи, начиная с младенчества, вижу главное решение проблемы "скептицизма"». Людям с 3Логикой бывает сложнее рассказывать что-то простыми и понятными словами. «Скептикам» свойственно многократное повторение уже сказанного, «разжёвывание», объяснение одного и того же разными словами. Испытывая затруднения с пониманием сложных вещей, люди с 3Логикой пытаются объяснять максимально просто и, как им кажется, понятно, однако часто получают обратный результат. Именно поэтому рекомендацию А.Афанасьева для 3Логики по развитию разговорных навыков можно адресовать этикам-иррационалам, к которым относится и рассматриваемый тип ИЭИ. Также отмечается, что «скептики» «молчаливы и очень осторожны в посылках и выводах, с неприязнью и иронией относящиеся к разного рода категоричным суждениям… Испытывая почти панический страх перед острым, азартным спором, "скептик" в то же время, как никто, ценит неспешную, благожелательную, вольную беседу, в которой нет победителей и побежденных, а значит нет и деления на умных и дураков». Стоит отметить и то, что получая удар по третьей функции, люди автоматический отвечают с первой – самой сильной функции с максимальным запасом энергии. Таким образом, не стоит удивляться, если уязвлённая 3Логика захочет применить силу 1Физики, и в некоторых ситуациях будет считать, что это был единственный выход из сложившейся ситуации. Если же это совпадает с принципиальными убеждениями, которые заботливо бережёт 2Воля, то реакция может быть предельно жёсткой и на удивление последовательной. Такое поведение совершенно не вписывается в стереотипные представления о «Есениных», но имеет место быть. Четвёртая функция воспринимается человеком, как что-то неважное, несущественное, как пустяк, которым иногда можно пренебречь. Согласно теории А.Афанасьева, человек обладает минимальным запасом энергии, если работает по 4-й функции. Она же первой «отключается» в стрессовых ситуациях. То есть человек перестаёт реагировать на внешние раздражители, соответствующие его последней функции, и сам не работает по ней. Обладая минимальным запасом энергии, четвёртая функция легко программируется окружающей средой. Её ещё называют всеядной и зависимой функцией. В сочетании 4Эмоции с типом ИЭИ можно объяснить резкую смену эмоциональной замкнутости активным и в чём-то даже экстравертным поведением. В то же время у типа ИЭИ Этика эмоций является Творческой – это сильная осознанная функция. Взаимодействуя с окружающим миром по Творческой функции, Есенин не встречает серьёзных преград и даже может управлять эмоциональным состоянием окружающих. Этика отношений, являясь сильной неосознанной функцией, также редко даёт сбои у ИЭИ. Однако быстро теряющая энергию 4Эмоция может сделать Есенина более сдержанным и менее отзывчивым в этико-эмоциональном взаимодействии. А.Афанасьев называет 4Эмоцию «зевакой» за то, что «она не столько производит, сколько потребляет художественную продукцию». При этом автор отмечает, что «В потребительстве 4-ой Эмоции ничего зазорного нет и есть даже своя положительная сторона: "зевака" - наилучший читатель, слушатель, зритель. Он всеяден, зеркален в своем художественном восприятии, поэтому на какой бы ступени функциональной иерархии ни стояла Эмоция у художника, вынесшего на суд "зеваки" свое творение, он всегда найдет благодарный и адекватный отклик. 4-ая Эмоция, если так можно выразиться, эмоционально беспартийна. И гром 1-ой Эмоции, и разлив 2-ой Эмоции, и шепот 3-ей Эмоции - все приемлет тонкая, чувствительная душа "зеваки". Существует для него лишь качество, но не стилевая направленность произведения, что позволяет зачастую 4-ой Эмоции выступать в роли квалифицированного и беспристрастного критика». Эмоциональная сдержанность совместно с высокой стрессоустойчивостью и высокими Физикой и Волей может привести к полному отключению эмоций в стрессовых ситуациях. Аналогично себя будет вести сильно уставший и физически вымотанный «Есенин»-«Гёте». В такие моменты человек не только сам не в состоянии поддерживать эмоционально комфортную ситуацию, но и совершенно не учитывает эмоциональное состоянии окружающих. Это может проявляться в виде излишней требовательности к окружающим, отрицании права на эмоции (в стрессовых и экстремальных ситуациях – крик, плачь), попытках ускорить течение процессов волевыми и физическими методами. Подводя итог, можно сказать, что высокие функции Физика и Воля оказывают положительное влияние на «Есенина». Они делают человека более цельным и гармонизируют мужчину с социотипом «Есенин». Низкие функции Логика и Эмоция не имеют ярко выраженного позитивного влияния, однако не противоречат гармонизации за счёт «высоких» функций. Уязвимая 3Логика по психософии в сочетании со слабой Логикой по соционике вынуждают больше внимания уделять изучению новой неструктурированной информации. Проработка этих функций позволит «Есенину»-«Гёте» чувствовать себя более уверенно и избежать лишних энергозатрат при изучении нового и изложении освоенного материала. Эмоционильное состояние и поведение такого человека, хоть во многом и определяется внешними факторами, но в крайних случаях скорее просто не принесёт пользы, чем навредит «Есенину»-«Гёте». Таким образом, тип «Гёте» по психософии можно назвать нормализующим и гармонично дополняющим для мужчины «Есенина».
Литература - Аугустинавичюте А. Социон. М.: Черная белка, 2008. – 192с.
- Афанасьев А.Ю. Синтаксис любви. М.: Черная белка, 2007. – 352с.
- Прокофьева Т.Н. Опорные конспекты по курсу "Психософия". М., 2009.
- Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
- Прокофьева Т.Н. Соционика в профессиональной деятельности: как достичь успеха на рынке труда. Учебно-практическое пособие. М., 2009. – 55 с.
- Прокофьева Т.Н. Соционика в профессиональной деятельности: успешное деловое общение и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2009. – 67с.
- Прокофьева Т.Н. Соционика в профессиональной деятельности: эффективная постановка целей и выбор средств их достижения. Учебно-практическое пособие. М., 2009. – 79 с.
Источник: http://www.socionics.ru/typologies/2009-07-26-16-34-15/psihosofia |