Понедельник, 02.12.2024, 08:17
Психе-йога
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Поиск
Типологии
Всех, кого интересуют типологии, приглашаем на новый типологический форум Typologies-for-life
У нас можно обсудить не только психософию и соционику, но и другие типологии, например, "Кроме людей", "Темпористику" и др. 
У нас есть раздел, посвященный толкованию сновидений, идет активное обсуждение вопросов астрологии. 
Форум небольшой, но активный. 
Будем рады видеть в своих рядах новых участников.
Форма входа

Наш опрос
Ваше мнение о Психе-йоге
Всего ответов: 556
НАШ ОПРОС
Меняется ли ПЙ-тип на протяжении жизни?
Всего ответов: 589
Андроид-приложение
Андроид-приложение для нашего сайта <<скачать>>
ТЕСТ
Тест на владение методикой типирования
Контакты
Адреса для связи с администрацией:
psyheyoga@gmail.com
psyhosophy@yandex.ru
Регистрация

Если у Вас возникли проблемы с регистрацией на сайте, пишите об этом здесь

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи по Психе-йоге » Психе-йога и другие науки

Психософия и философия

В Психософии мир поделен на четыре субстанции: материя+идея+цель+субъект, т.е., другими словами, Физика+Логика+Воля+Эмоция. Т.к. человек ассоциирует себя в первую очередь с той функцией, которая занимает самое высокое место в его иерархии ценностей, то можно сказать, что он - это в первую очередь, его первая функция, и уже во все остальные очереди все остальное. Поэтому и его мировоззрение выделяет что-то одно (цель, материю, идею или субъект) из всего мироздания, как центральное образующее его начало.
Верховенство первой сочетается с подкреплением второй и большим или меньшим вытеснением остальных.
Рассмотрим философские воззрения для каждой функции в сочетании с каждым из подкреплений:

 

 Физика

Материализм (ф.учение, признающее первичность и объективность вещественно-субстанциональных основ бытия, существующего объективно и независимо от человека - у нас примат Физики) различают трех видов, согласно его историческому развитию:

- "наивный" стихийный материализм (античности)

- механистический (метафизический) материализм эпохи Возрождения и Н.В.

- диалектический материализм

а. Первый в качестве основ бытия признает стихии, неделимое, пассивную материю. Это Аристотель, Овидий, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и т.д. Вводимое, казалось бы, логическое понятие атома и взгляд на историю человека здесь тесно связаны с верой в креационистскую силу природы. Жизнь человека обязана быть пронизанной направленной волей по реализации себя - в этом и состоит ее смысл. "Человек раскрывает себя в целях, к которым он стремится"(с). Это тип мышления ФВ.

б. Для второго типа первооснова - это протяженная субстанция (имеющая физические свойства активная природа, causa sui). Дидро, Гольбах, Радищев... В теории познания они отвергают агностицизм, концепцию врожденных идей (Л), и последовательно развивают основные положения материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источники человеческого знания - это ощущения и восприятия. Большая часть этой философии посвещена выяснению моральных норм, качеств отношений меджу людьми, их чувств и происхождения миропорядка. Это тип представления о мире ФЭ.

в. В диалектическом материализме (Фейербах, Энгельс...) понятие материи вводится как "категория, обозначающая все реально объективно существующее вне зависимости от человеческого сознания" (с)Энгельс. Материя вводится пародоксальным образом через не-материю, через сознание. Этот вид материализма не ограничивает свой путь к познанию опытом, как предыдущие, но строится почти исключительно на основе причинно-следственных связей между конкретными физическими вещами и процессами. Это тип мышления ФЛ.

Логика

Logos (дословно слово, а в ант. философии - уже общий закон мироздания) изначально - это просто способ передачи информации, то, с помощью чего человек думает и говорит. Технический же прогресс и возникшая вместе с ним несостоятельность мифологемного знания сделали из Logos почти что бога античности, отголоски чего сохранились и во французском Просвещении, и в современной философии. Этот Logos предстает и принципом устроения быта, и законом космоса, и первоначалом всего сущего, и тем, что над человеком или управляет им.

Апогеем культа Логики в философии можно считать картезианство (объективный идеализм Декарта) и, я считаю, Гегеля. Мыслящая субстанция здесь - это начало и конец всего, то, что создает мир, и то, из чего мир состоит. Это философия Логики, не омраченной более ничем =)
"История - развитие конкретных форм мирового разума (абсолютной идеи), воплощающихся в конкретных словах, понятиях, категориях. Мировой разум движется по законам внутреннего противоречия (диалектики) и потому он постоянно создает из своих недр новые идеи... и т.о. создает множество идей, которые овладевают массами, становятся законом, императивом" (с)Гегель.
Эту группу трудно отнести к какой либо паре верхних, поэтому пусть это будет просто философия чистой Логики.

а. Соединение Логики с Эмоцией, т.е. идеи с субъектом наилучшим образом, конечно, представляет всеми любимый субъективный идеализм (система идей, обосновывающая универсальную первопричинную ценность субъективности, чувства, творческого воображения и слова), родоначальником которого традиционно считают Протагора с его "Человек - есть мера всех вещей, как они существуют и как они не существуют". Дальнейшее воплощение традиция находит у Беркли в его esso percipi - существовать, значит, быть воспринимаемым. Хорошо представлено в современной феноменологии. Такова философия ЛЭ.

б. Акцент на Логику в сочетании с Физикой присущ в первую очередь подходу Платона. Разум здесь обращен на вещи, на объективную реальность. Это самый прикладной вид Логики - здесь сам смысл существования человека предстает, как механистический сбор информации о вещах, как они есть, отфильтровывая "истиное" знание вещи от чувственного впечатления о ней и пренебрегая последним. Эту традицию наследует рационалистический подход в философии Ван Чун, Дельбо, Брошер, Спиноза. Это ЛФ.

в. Соединение Логики с Волей с упором на Логику замечательно выражено у ранних французских Просветителей и, конечно, у Канта. Классифицируя мыслительную деятельность человека на Рассудок, Практический Разум и Разум Чистый, Кант выделяет для последнего своего рода пьедестал, вершину человеческой деятельности, смыслом работы которой ставит нахождение ответов на знаменитые три вопроса:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

Суть философии этого направления в воле, стремлении к познанию (против познания ради достижения власти над собой или другими у ВЛ). Логика здесь должна направлять человека на правильные поступки, которые должны совершаться с холодной головой на благо всего общества в целом, и на благо себя лично. В определенном смысле, это философия коллективного разума (закона), стремящаяся к тому, чтобы построить "правильное" общество и "правильно" управляеть историей. Это ЛВ.

Эмоция

Это то, что относится непосредственно к той части информации, которую вкладывает в природу познаваемой вещи сам субъект. Т.е. это все то, что лично, внутренне, непроверяемо и субъективно. К философам, отводящим самое достоверное и решающее значение Эмоции, следует отнести почти что всю русскую философию 20в, герменевтику и сенсуалистов всех мастей.

а. В соединении с Физикой Эмоция порождает философию вроде эмпиризма Локка, которая открывается в двузначности качеств вещи. Качества делятся на первичные (те, которыми вещь обладает сама по себе) и вторичные (которые открываются только человеку во взаимодействии с вещью). И познавать конкретную вещь предлагается лишь опираясь на собственный чувственный опыт, на свои впечатления. "Нет ничего в уме, чего бы не было в чувствах" (с)Локк.
Этот вид философии открывается в постижении мира реального и конкретного через сенсуалистическое (чувственное) взаимодействие с ним. Здесь познать что-то означает попробывать это на себе, почувствовать. И к этому же типу относится и большинство религий "недЕяния", где чудеса природы обосновывают бытие Бога, а экстатические переживания верующего вдохновляют его на ежедневный труд. Это ЭФ.

б. Очень интересная компилляция знания и впечатления дает философия Эмоции с Логикой у нее на службе. Это и логические доказательства бытия Бога у Беркли, и эмпиризм Бэкона. Последний даже ухитряется классифицировать виды человеческих заблуждений. Сюда относится герменевтика, психоанализ, неопозитивизм с вопросами в духе "Какова объективность субъективного?". Образцом такой модели познания может служить, к примеру, Витгенштейн: "Мир состоит из фактов, но что такое факт? Факт - это система или совокупность тех образов, которыми наделяет человек какое-то событие, какую-то данность". Это ЭЛ.

в. Эмоция в сочетании с Волей - это взгляд на мир через призму чувств к этому миру, и желания направить историю в нужную чувствам сторону. Нигде так не представлена эта парадигма, как в русской философии 20в. Бердяев, Лосский, Соловьев... В западных школах сюда относится направление интуитивизма и религии "дЕяния". Основными характерными чертами для этих форм философского знания являются:

- идея всеединства (мир, представленный субъекту, в своих закономерностях является единой целостностью, единым живым организмом)

- идея национальной самоидетификации

- идея исторической предназначенности

Кроме ведущих религий сюда же относятся и абсолютное большинство мистических учений. Это ЭВ.

Воля

Этот тип мировоззрения выделяет цель из всего мироздания, как образующее его начало. Это философия Волюнтаризма французского Просвещения, примат воли у Шопенгауэра, все философские концепты, которые постулируют примат направленного движения, и все религии, в которых бог представляется, как мировая воля.

а. В сочетании с Логикой она представляет собой направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Впервые именно в таком виде оформилась у Шопенгауэра: он обозвал волей кантовкий "императив", а мир поделил на волю и на представление о мире, которое человек получает в результате реализации своей воли. Эта философия - логическое доказательство существование направленной "энергии", которая только и движет миром. Философия самоконтроля, контроля над своими эмоциями и ощущениями, как пародоксально высшего проявления своей воли - это ВЛ.

б. В раннем волюнтаризме (Августин, Дунс Скот, Оккам) и позднем французском (боанапартизме) воля - это просто деятельность, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Она не занимается вопросами "Почему я хочу и чего же собственно я хочу", а проявляется в реальных поступках и осязаемых результатах. Творческие Логика и Эмоция здесь вытесняются (вспомнить хотя бы бритву Оккама). По большому счету, это трудно даже назвать философией - абсолютизация детского "Что хочу, то и делаю!". Это ВФ.

в. С точки зрения преобладания Воли в сочетании со служащей ей Эмоцией следует, в первую очередь, рассмотреть средневековую философию (2-14вв). Теоцентрическая направленность, признание библейского (или любого другого) текста абсолютной истиной, а философию - только объясняющей эту истину. Здесь фигурируют вопросы:

- соотношения веры и разума (когда категорически нельзя применять творческий разум)

- проблема теодицеи (богооправдания)

- схоластические выкладки вроде "сколько ангелов поместятся на остирие иглы"

В современном мире такая концепция присуща фундаменталистским религиозным течениям с лозунгами "нас направляет рука ...", а так же, конечно, тоталитарным политечким структурам, например, марксизму-ленинизму (в отличие от диалектического материализма, из он которого вырос).



Источник: http://psycheyoga.ru/psikhe-joga/psikhosofiya-i-filosofiya.html
Категория: Психе-йога и другие науки | Добавил: Анна (26.04.2011) | Автор: Александра Василенко W
Просмотров: 1088 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Яндекс.Метрика