В Психософии мир поделен на четыре субстанции:
материя+идея+цель+субъект, т.е., другими словами,
Физика+Логика+Воля+Эмоция. Т.к. человек ассоциирует себя в первую
очередь с той функцией, которая занимает самое высокое место в его
иерархии ценностей, то можно сказать, что он - это в первую очередь, его
первая функция, и уже во все остальные очереди все остальное. Поэтому и
его мировоззрение выделяет что-то одно (цель, материю, идею или
субъект) из всего мироздания, как центральное образующее его начало. Верховенство первой сочетается с подкреплением второй и большим или меньшим вытеснением остальных. Рассмотрим философские воззрения для каждой функции в сочетании с каждым из подкреплений:
Физика
Материализм (ф.учение, признающее
первичность и объективность вещественно-субстанциональных основ бытия,
существующего объективно и независимо от человека - у нас примат Физики)
различают трех видов, согласно его историческому развитию:
- "наивный" стихийный материализм (античности)
- механистический (метафизический) материализм эпохи Возрождения и Н.В.
- диалектический материализм
а.
Первый в качестве основ бытия признает стихии, неделимое, пассивную
материю. Это Аристотель, Овидий, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и т.д.
Вводимое, казалось бы, логическое понятие атома и взгляд на историю
человека здесь тесно связаны с верой в креационистскую силу природы.
Жизнь человека обязана быть пронизанной направленной волей по реализации
себя - в этом и состоит ее смысл. "Человек раскрывает себя в целях, к
которым он стремится"(с). Это тип мышления ФВ.
б.
Для второго типа первооснова - это протяженная субстанция (имеющая
физические свойства активная природа, causa sui). Дидро, Гольбах,
Радищев... В теории познания они отвергают агностицизм, концепцию
врожденных идей (Л), и последовательно развивают основные положения
материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источники
человеческого знания - это ощущения и восприятия. Большая часть этой
философии посвещена выяснению моральных норм, качеств отношений меджу
людьми, их чувств и происхождения миропорядка. Это тип представления о
мире ФЭ.
в. В диалектическом материализме
(Фейербах, Энгельс...) понятие материи вводится как "категория,
обозначающая все реально объективно существующее вне зависимости от
человеческого сознания" (с)Энгельс. Материя вводится пародоксальным
образом через не-материю, через сознание. Этот вид материализма не
ограничивает свой путь к познанию опытом, как предыдущие, но строится
почти исключительно на основе причинно-следственных связей между
конкретными физическими вещами и процессами. Это тип мышления ФЛ.
Логика
Logos
(дословно слово, а в ант. философии - уже общий закон мироздания)
изначально - это просто способ передачи информации, то, с помощью чего
человек думает и говорит. Технический же прогресс и возникшая вместе с
ним несостоятельность мифологемного знания сделали из Logos почти что
бога античности, отголоски чего сохранились и во французском
Просвещении, и в современной философии. Этот Logos предстает и принципом
устроения быта, и законом космоса, и первоначалом всего сущего, и тем,
что над человеком или управляет им.
Апогеем культа Логики в
философии можно считать картезианство (объективный идеализм Декарта) и, я
считаю, Гегеля. Мыслящая субстанция здесь - это начало и конец всего,
то, что создает мир, и то, из чего мир состоит. Это философия Логики, не
омраченной более ничем =) "История - развитие конкретных форм
мирового разума (абсолютной идеи), воплощающихся в конкретных словах,
понятиях, категориях. Мировой разум движется по законам внутреннего
противоречия (диалектики) и потому он постоянно создает из своих недр
новые идеи... и т.о. создает множество идей, которые овладевают массами,
становятся законом, императивом" (с)Гегель. Эту группу трудно отнести к какой либо паре верхних, поэтому пусть это будет просто философия чистой Логики.
а.
Соединение Логики с Эмоцией, т.е. идеи с субъектом наилучшим образом,
конечно, представляет всеми любимый субъективный идеализм (система идей,
обосновывающая универсальную первопричинную ценность субъективности,
чувства, творческого воображения и слова), родоначальником которого
традиционно считают Протагора с его "Человек - есть мера всех вещей, как
они существуют и как они не существуют". Дальнейшее воплощение традиция
находит у Беркли в его esso percipi - существовать, значит, быть
воспринимаемым. Хорошо представлено в современной феноменологии. Такова
философия ЛЭ.
б. Акцент на Логику в сочетании с
Физикой присущ в первую очередь подходу Платона. Разум здесь обращен на
вещи, на объективную реальность. Это самый прикладной вид Логики - здесь
сам смысл существования человека предстает, как механистический сбор
информации о вещах, как они есть, отфильтровывая "истиное" знание вещи
от чувственного впечатления о ней и пренебрегая последним. Эту традицию
наследует рационалистический подход в философии Ван Чун, Дельбо, Брошер,
Спиноза. Это ЛФ.
в. Соединение Логики с Волей с
упором на Логику замечательно выражено у ранних французских
Просветителей и, конечно, у Канта. Классифицируя мыслительную
деятельность человека на Рассудок, Практический Разум и Разум Чистый,
Кант выделяет для последнего своего рода пьедестал, вершину человеческой
деятельности, смыслом работы которой ставит нахождение ответов на
знаменитые три вопроса:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?
Суть
философии этого направления в воле, стремлении к познанию (против
познания ради достижения власти над собой или другими у ВЛ). Логика
здесь должна направлять человека на правильные поступки, которые должны
совершаться с холодной головой на благо всего общества в целом, и на
благо себя лично. В определенном смысле, это философия коллективного
разума (закона), стремящаяся к тому, чтобы построить "правильное"
общество и "правильно" управляеть историей. Это ЛВ.
Эмоция
Это
то, что относится непосредственно к той части информации, которую
вкладывает в природу познаваемой вещи сам субъект. Т.е. это все то, что
лично, внутренне, непроверяемо и субъективно. К философам, отводящим
самое достоверное и решающее значение Эмоции, следует отнести почти что
всю русскую философию 20в, герменевтику и сенсуалистов всех мастей.
а.
В соединении с Физикой Эмоция порождает философию вроде эмпиризма
Локка, которая открывается в двузначности качеств вещи. Качества делятся
на первичные (те, которыми вещь обладает сама по себе) и вторичные
(которые открываются только человеку во взаимодействии с вещью). И
познавать конкретную вещь предлагается лишь опираясь на собственный
чувственный опыт, на свои впечатления. "Нет ничего в уме, чего бы не
было в чувствах" (с)Локк. Этот вид философии открывается в
постижении мира реального и конкретного через сенсуалистическое
(чувственное) взаимодействие с ним. Здесь познать что-то означает
попробывать это на себе, почувствовать. И к этому же типу относится и
большинство религий "недЕяния", где чудеса природы обосновывают бытие
Бога, а экстатические переживания верующего вдохновляют его на
ежедневный труд. Это ЭФ.
б. Очень интересная
компилляция знания и впечатления дает философия Эмоции с Логикой у нее
на службе. Это и логические доказательства бытия Бога у Беркли, и
эмпиризм Бэкона. Последний даже ухитряется классифицировать виды
человеческих заблуждений. Сюда относится герменевтика, психоанализ,
неопозитивизм с вопросами в духе "Какова объективность субъективного?".
Образцом такой модели познания может служить, к примеру, Витгенштейн:
"Мир состоит из фактов, но что такое факт? Факт - это система или
совокупность тех образов, которыми наделяет человек какое-то событие,
какую-то данность". Это ЭЛ.
в. Эмоция в
сочетании с Волей - это взгляд на мир через призму чувств к этому миру, и
желания направить историю в нужную чувствам сторону. Нигде так не
представлена эта парадигма, как в русской философии 20в. Бердяев,
Лосский, Соловьев... В западных школах сюда относится направление
интуитивизма и религии "дЕяния". Основными характерными чертами для этих
форм философского знания являются:
- идея всеединства (мир, представленный субъекту, в своих закономерностях является единой целостностью, единым живым организмом)
- идея национальной самоидетификации
- идея исторической предназначенности
Кроме ведущих религий сюда же относятся и абсолютное большинство мистических учений. Это ЭВ.
Воля
Этот
тип мировоззрения выделяет цель из всего мироздания, как образующее его
начало. Это философия Волюнтаризма французского Просвещения, примат
воли у Шопенгауэра, все философские концепты, которые постулируют примат
направленного движения, и все религии, в которых бог представляется,
как мировая воля.
а. В сочетании с Логикой она представляет собой
направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего
принципа бытия. Впервые именно в таком виде оформилась у Шопенгауэра: он
обозвал волей кантовкий "императив", а мир поделил на волю и на
представление о мире, которое человек получает в результате реализации
своей воли. Эта философия - логическое доказательство существование
направленной "энергии", которая только и движет миром. Философия
самоконтроля, контроля над своими эмоциями и ощущениями, как
пародоксально высшего проявления своей воли - это ВЛ.
б.
В раннем волюнтаризме (Августин, Дунс Скот, Оккам) и позднем
французском (боанапартизме) воля - это просто деятельность,
характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Она не
занимается вопросами "Почему я хочу и чего же собственно я хочу", а
проявляется в реальных поступках и осязаемых результатах. Творческие
Логика и Эмоция здесь вытесняются (вспомнить хотя бы бритву Оккама). По
большому счету, это трудно даже назвать философией - абсолютизация
детского "Что хочу, то и делаю!". Это ВФ.
в. С
точки зрения преобладания Воли в сочетании со служащей ей Эмоцией
следует, в первую очередь, рассмотреть средневековую философию (2-14вв).
Теоцентрическая направленность, признание библейского (или любого
другого) текста абсолютной истиной, а философию - только объясняющей эту
истину. Здесь фигурируют вопросы:
- соотношения веры и разума (когда категорически нельзя применять творческий разум)
- проблема теодицеи (богооправдания)
- схоластические выкладки вроде "сколько ангелов поместятся на остирие иглы"
В
современном мире такая концепция присуща фундаменталистским религиозным
течениям с лозунгами "нас направляет рука ...", а так же, конечно,
тоталитарным политечким структурам, например, марксизму-ленинизму (в
отличие от диалектического материализма, из он которого вырос).
Источник: http://psycheyoga.ru/psikhe-joga/psikhosofiya-i-filosofiya.html |